6. Проблема возникновения сознания - страница 3/15

как «осознавание» или «разумность» в самом широком значении этого слова. В буддийской философии говорится также о сем  (тиб. sems,  санскр. читта),  что в европейских языках соответствует понятию «ум», намше  (тиб. rnam shes,   санскр. виджняна ), «сознание», и йид (тиб. у id,   санскр. манас),  «ментальность» или «состояния ума».

Тибетское слово намше,  или его санскритский эквивалент виджняна,  что часто переводится как «сознание», имеет гораздо более широкую область применения, чем соответствующий западный термин, поскольку относится не только ко всему пространству сознательного опыта, но также и к тем проявлениям, которые современная западная психология относит к области так называемого подсознательного. Далее, тибетский термин сем  (санскр. читта),  который обычно переводится как «ум», относится не только к области мыслей, но также и к эмоциям. Несомненно, говоря о сознании, нам следует добиваться по возможности полного взаимопонимания, но следует всегда учитывать ограничения, накладываемые особенностями используемой терминологии.

Проблема описания субъективного опыта является, несомненно, очень сложной, поскольку здесь мы пытаемся объективизировать то, что по своей природе является чисто субъективным, исключив при этом внутреннего наблюдателя. Но мы не можем полностью удалить из такого рассмотрения самих себя. Никакое научное описание нейронного механизма цветового восприятия не передает чувства, которое мы испытываем, например, при восприятии красного цвета. Итак, здесь мы имеем дело с совершенно уникальной областью исследования: изучаемый объект, инструмент изучения и тот, кто постигает результат исследования, — все это один и тот же наш собственный ум. В связи с этим возникает вопрос: не является ли проблема объективного научного исследования сознания совершенно неразрешимой? Не следует ли нам усомниться в самой правомерности такого изучения?

Мы склонны относиться к миру сознания как к чему-то совершенно однородному, рассматривая его как некую монолитную сущность, так называемый ум. Но прибегнув к более глубокому рассмотрению, мы обнаруживаем, что такой подход является крайне упрощенным. Переживаемое нами сознание является совокупностью множества самых разнообразных состояний ума. С одной стороны, эти состояния могут быть явно когнитивными, каковыми являются, например, вера, память, восприятие и внимание, а могут быть и преимущественно аффективными, такими как эмоции. Кроме того, можно усмотреть

Интересные материалы

Одним из инструментов, имеющих огромную важность в Саентологии и отлично помогающих в построении человеческих взаимоотношений, — являются основы аффинити, реальности и общения. Эти три...

Баланс мудрости и сострадания Экман: Давайте рассмотрим пример, имеющий отношение к рас­сматриваемым нами вопросам: представим себе медсестру детско­го онкологического отделения, которая ежедневно...

  Мне часто задавали вопросы по поводу воспитания детей и я говорил: "Вы видите, настроили много школ за последние годы для детей и подростков. Но что там улучшили? Только внешнюю сторону. Построили...