этом я говорю только о медиумах, которых можно принимать всерьез, но никак не о многочисленных индивидуумах, нахватавшихся кое-чего медиумического и стремящихся как можно более эффектно "подать" свои не очень-то ярко выраженные способности. Точно так же меня никоим образом не волнуют проблемы, с которыми сталкиваются толпы приверженцев медиумов, ибо в громадном большинстве случаев подобные спиритисты, толпящиеся вокруг медиумов, не представляют собой никакой самостоятельной ценности - за исключением серьезных испытателей, интересующихся этим незнакомым им доселе кругом явлений с тем, чтобы научиться, но никак не с тем, чтобы выносить невежественные суждения.
Громадному большинству так называемых уверовавших эти визиты или "сеансы" приносят вовсе не продвижение вперед, а топтание на месте или даже регресс. Они становятся столь несамостоятельными, что вообще уже не могут ни на что решиться - для этого им во всех случаях непременно требуется совет "потусторонних". При этом речь идет всегда о земном, а зачастую о просто смехотворных мелочах.
Серьезный испытатель или просто ищущий всерьез человек не сможет при этом не возмущаться несказанной ограниченностью именно тех, кто в течение многих лет постоянно посещает медиумов, чувствуя себя там "как дома".
Наговорив величайшей чепухи с необычайно умным видом, исполненные ощущения собственного превосходства, они восседают в лицемерном благоговении, чтобы испытать приятную нервную дрожь от общения с невидимыми силами на уровне своей фантазии.
Многим медиумам приходятся по душе льстивые речи подобных посетителей - а ведь в действительности сии последние лишь выражают таким образом свое собственное эгоистическое устремление "испытать" как можно больше. В это понятие они, однако же, не вкладывают ничего иного, кроме желания увидеть и услышать нечто особенное - одним словом развлечься. Внутренних переживаний у них просто не бывает.
На что именно должен обратить внимание в подобных обстоятельствах серьезный человек?
1. "Успех" ни в коей мере не зависит от самого медиума - орудия, которым пользуются другие, инструмента, что не зазвучит в отсутствие исполнителя. Все, что он может - это отдаться, внутренне раскрепоститься, а затем просто ждать. А посему так называемых осечек, строго говоря, попросту не может быть. Утверждающий подобное демонстрирует собственную ограниченность; ему было бы лучше не только оставить в покое этот круг явлений, но