профсостоятельность, обретает новых друзей, переходит на новый (улучшенный) уровень семейных отношений и возвращается к социально-активной жизни. И трава снова зеленая, и небо – синее, и вода – мокрая, а проблем больше нет.
Если помните, в сюжете фильма даже использован самый настоящий образчик результата проективной арт-терапии – мрачные рисунки девочки-подростка, дочери того самого детектива Халленбека. «Вода мокрая, небо синее, а старик Сатана-Клаус ищет новые жертвы» (С). Рисунки – демонстрация чувств ребенка, спроецированное на бумагу отношение к действительности, художественная сублимация подростковой агрессии. Так что, да, создатели фильма определенно уже были в курсе…
По крайней мере, они имели представление о работах Зигмунда Фрейда (отца-основателя теории бессознательного), использовавшего в своей практике некоторые широко известные и ныне модные методы арт-терапии. В частности, пациенты Фрейда визуализировали свое внутреннее «Я» спонтанным рисованием, лепкой или письмом. Так материализовались глубинные импульсы, бессознательное (страхи, желания, надежды, конфликты) обретало цвет и форму. Так формулировались мысли, которые пациенты не могли или не хотели выражать словами, произносить вслух.
Сама по себе идея художественной экспрессии не нова. Она существует с доисторических времен. Наскальная живопись, например, это то же визуализированное послание предка-художника на заданную тему «Каким я вижу этот мир». А мир, надо признать, не слишком-то был ласков. Наоборот – полон опасностей, рисков и страхов.
Может потому пещерный художник и становился за каменный мольберт? Нарисовал, например, жуткого смилодона (саблезубого тигра). Рядом – тщедушного, до смерти перепуганного человечка. Вот он каков – первобытный ужас! Подумал немного, пририсовал к руке человечка копье. Не так уж беспомощны первобытные люди! Приободрившись, еще поразмыслил. Удлинил линию копья, вонзил в рисованный тигриный бок. Все. Нет больше страха. Ур-р-ра! Трава зеленая, небо синее, вода мокрая, а первобытный человек – великий доисторический охотник! Созвал все племя, показал художественный результат своего труда (читай: провел сеанс групповой психотерапии). Народ посмотрел, почесал в затылке и, вероятно, поверил. А кое-кто из соплеменников, возможно, даже нарисовал дополнительную серию рисунков. Для усиления арт-терапевтического эффекта. Между прочим, я не шучу. Такая теория, действительно, существует.
Основной постулат арт-психотехнологии