Бесконечность сознания в буддизме.


Большинство индийских учений говорит о вечной природе души – атмана. Атман вечен, постоянен и неизменен. Во время воплощения человека на земле наша вечная сущность является гостем в теле, после смерти она сливается с абсолютом, возвращается к своей истинной природе.

По мнению буддистов, наше «я» - это совокупность психофизических компонентов, которые составляют личность. Благодаря этой совокупности (скандхи) – и возможно наше земное существование. На протяжении жизни психофизические характеристики человека претерпевают изменения, поэтому и природа нашего «я» непостоянна, изменчива. Поэтому буддисты считают, что не существует вечной и неизменной души, если наша природа, наше «я», изменчиво, множественно и непостоянно. Буддизм понимает «я» как совокупность психофизических характеристик человека, распространяющихся как на грубые наши составляющие (физическое тело), так и на тонкие (психика и тонкие тела).

Далай Лама, говоря о природе потока сознания, связывает с ним определение нашего «я». Если отождествлять «я» с потоком сознания, то оно не имеет ни начала, ни конца. Все буддийские учения сходятся в том, что у сознания начала нет. В основе учения буддизма лежит закон причинно-следственной связи. Ничто не возникает, не происходит без причины – ни во внешнем мире, ни в человеческой жизни, ни в нашем теле. Любое явление, событие возникает в результате определенной причинно-следственной связи. Если не имеет начало человеческое сознание, то с буддийской точки зрения, окружающий нас мир также не имеет начала. Анализируя материальные объекты, мы делим их на составные части, которые в свою очередь расчленяем на молекулы, атомы… причина нужна для появления всех частиц, даже самых мельчайших.

Если ум(сознание) не имеет начала, то он также  не имеет и конца. Одна из основных способностей человека – способность к восприятию и познанию мира и нет такой причины, которая могла бы заставить человека прекратить стремиться познавать и воспринимать. Речь не идет о грубом телесном восприятии, которое прекращается со смертью тела. По словам Далай Ламы, природа потока сознания не ограничивается рамками грубого, физического уровня бытия. «Светоносная природа ума», его более тонкий, безначальный уровень, является непрерывным и бесконечным. Поэтом буддисты и утверждают, что «я»(сознание) безначально и бесконечно.

Наше сознание представляет собой сложный мир эмоций, чувств, мыслей. Эти тонкие субстанции связаны с соответствующими органами

Источник

Интересные материалы

Перевод: Узланер Михаил. Итак, мы смотрим телевидение и манипуляции телевидения и газет и проч., но когда мы читаем газеты или смотрим телевизионные программы, мы просто видим версии...

 Чтобы ваши желания исполнялись, надо их правильно выразить. Как выразить «правильное» желание, чтобы Вселенная дала то, что вы действительно хотите? Для этого нужно соблюсти следующие...

 Господи, я прошу не о чудесах, я прошу о мудрости и силе каждого дня! Научи меня искусству маленьких шагов. Сделай меня наблюдательным и различающим, чтобы в быстроте будней вовремя...