средние и большие. Большой текст Изречения о запредельной мудрости — это сто тысяч строф, то есть двенадцать громадных томов. Каждый том — размером в длину в два локтя, объёмом — больше пятисот страниц. А текст «Украшение прямых постижений» Матрейеи — Асанги составляет тридцать страниц. И там проходит этот список.
— А сами тексты изречений Будды сейчас читают?
— Как это было раньше в Тибете, так сейчас и мы, тибетцы в Индии, особенно тибетские монахи в монастырях — и читали, и читаем «Изречение из ста тысяч». При этом целый коллектив монахов собирается, иногда целый монастырь — собираются и читают. И такое чтение занимает несколько дней — монахи читают, сменяя друг друга. Иногда это происходит раз в году, иногда несколько раз в год — где как, в зависимости от монастыря. У нас тибетцы рассказывают по этому поводу такую историю. Был один лама, очень крупный учёный своего времени. И вот как-то благотворители монастыря ему заказали прочтение сутры Праджняпарамиты. Такой порядок существовал традиционно: миряне подносили монахам деньги с просьбой, чтобы те производили чтение Изречений Будды. При этом те, кто подносил деньги монастырю, как бы получали заслуги от этого прочтения, и поэтому люди, бывало, просили и просто так и в случае, если кто-то у них в семье заболел, и тому подобное. И вот те благотворители заказали чтение, передали деньги и ушли. Через много дней приходят и спрашивают, как обстоят дела, выполнили ли их просьбу. А этот ученый и другие образованные монахи, которые там были, отвечают:
— Нет, не сделали. Но вы не волнуйтесь, скоро сделаем.
— Как так, столько дней прошло?! — удивляются миряне.
— А мы читаем вместе оба текста: «Стотысячное изречение» и «Украшение прямых постижений» .
Но те благотворители были люди необразованные и не могли понять. А монахи затеяли прочитывание сутры из ста тысяч строф не просто всё подряд, а в сочетании с «Украшением прямых постижений» — и вот прочитывали по пунктам: пункт из «Украшения», а потом читали соответствующие места из Изречения Будды. Это свидетельство того, что монахи были чрезвычайно образованными людьми, поскольку в ином случае сделать это было бы практически невозможно — здесь надо во всей стотысячной сутре в точности знать, что именно соответствует строкам Абхисамаяаламкары.
Итак, мы говорили с вами о том, что представляет Тело, Речь и Дух Будды. Это — содержание алтаря. Такое содержание может быть помещено в специальную форму, шкафчик. Вовне алтаря