Буддизм и идея Бога

Буддизм и идея Бога. Статья. Эзотерика и духовное развитие.

В западной литературе высказываются довольно противоречивые мнения об отношении буддизма к понятию Бога и божеств. Изучение проповедей Будды, сохранённых в Палийском каноне, покажет, что идея олицетворённого божества, некоего бога-творца, представляемого вечным и всемогущим, несовместима с наставлениями Будды. В то же время, любые концепции обезличенной божественности, например, мировая душа и т. д., исключаются наставлениями Будды об "анатта", не-я или несубстанциональности.

В буддийской литературе вера в бога-творца (иссара-ниммана-вада) часто упоминается и отвергается наряду с другими причинами, ошибочно используемыми для объяснения происхождения мира; такими, например, как мировая душа, время, природа и т. д. Кроме того, вера в Бога отнесена к той же категории, что и пагубные с моральной точки зрения заблуждения, отрицающие каммические последствия действий, допускающие случайное происхождение человека и природы либо говорящие об абсолютном детерминизме. Утверждается, что это в целом пагубные взгляды, несущие определённые отрицательные последствия из-за своего влияния на нравственное поведение.

Тем не менее, теизм считается разновидностью каммического учения, поскольку признаёт нравственную эффективность действий. Поэтому теист, ведущий нравственную жизнь, как и любой другой нравственный человек, может ожидать благоприятного перерождения. Возможно, что он даже переродится в небесном мире, схожим с его представлениями, хотя и не останется там навечно, вопреки своим ожиданиям. Однако, если фанатизм побудит его подвергать гонениям тех, кто не разделяет его верований, это будет иметь тяжкие последствия для его будущей судьбы. Ибо фанатизм, нетерпимость и жестокость к другим, порождают неблагоприятную камму, ведущую к нравственному упадку и несчастливому перерождению.

Несмотря на то, что вера в Бога не исключает благоприятного перерождения, она является разновидностью этернализма, заблуждения о постоянстве, коренящегося в жажде к существованию, и в этом плане она служит препятствием к окончательному освобождению.

Из оков (самйоджана), привязывающих к существованию, теизм главным образом связан с верой в существование «я», привязанностью к правилам и ритуалам, а также со стремлением к тонкотелесному существованию или существованию на «небесах чувственной сферы», в зависимости от обстоятельств.

Идея Бога , как попытка объяснить вселенную, её происхождение и положение человека в окружающем мире, была признана

Источник

Интересные материалы

Глава 7. Вступление на Путь в буддизме Бодхисаттва Авалокитешвара   Далее текст Сутры сердца  гласит: В это же время бодхисаттва махасаттва арья Авалокитешвара ясно узрел практику глубокого...

Как успокаивать требовательных людей Экман: Еще одно исследование, выполненное мною вместе с Мэт­тью Раикардом, также имеет отношение к нашей дискуссии. Мэттью появлялся в нашей лаборатории три...

ДОПОЛНЕНИЕ 2 ОБЕТЫ БОДХИСАТТВЫ   Восемнадцать основных падений. 1. Восхвалять себя и унижать других. 2. Отказываться поделиться с другими имуществом и дхармой. 3. Отказываться простить другого, даже...