Часть 3. Основные медитации Ламрима - страница 2/38

противников. Иначе, как говорили учителя школы Кадампа, "вера сама по себе, не будучи дополнена мудростью, подобна слепцу, которого всякий может вести куда угодно". Поэтому в буддийской практике необходима вера, поддерживаемая мудростью, точно так же, как мудростью поддерживается сострадание, тогда как вера и сострадание, взятые сами по себе, есть часть большинства других религий. Итак, развивайте веру, опирающуюся на твердый фундамент, тогда она будет разумной, а значит, устойчивой.

Следующим шагом будет размышление о том, сколь неблагоприятным является отсутствие опоры на духовного учителя, а затем, взвесив недостатки и достоинства наличия и отсутствия опоры на учителя, нужно принять твердое решение всегда опираться на него. В своей работе "Ламрим Ченмо" Лама Цонкапа советует прежде всего всесторонне поразмыслить; как следствие этого, в вас разовьется глубокая убежденность и твердое намерение отныне всегда опираться на духовного учителя.

Затем, увидев, что благодаря наличию такой опоры вы, как оказывается, приобретаете, а благодаря отсутствию - теряете, молитесь о том, чтобы иметь благоприятную возможность для такой опоры и в своих будущих жизнях. Думайте при этом так: "Я надеюсь никогда не лишиться водительства опытного наставника в моих будущих жизнях, а потому принимаю решение принять его в качестве опоры прямо сейчас". Вот такое решение вы должны принять.

В качестве третьего шага подумайте о том, какой вред наносит вам нарушение выполнения практики почитания учителя. Вас постигнут всевозможные неприятности в настоящей жизни, и вред, который это принесет вам в ваших будущих жизнях, окажется весьма значительным. Поэтому, увидев все неблагоприятные последствия таких нарушений, вы должны твердо решить никогда их не допускать. В этом отношении полезным может оказаться размышление о жизни великих мастеров, например о том, как Наропа относился к своему учителю Тилопе, или как Миларепа в Тибете с огромным трудом выполнял все пожелания своего духовного наставника и никогда не допускал нарушения практики. Развив в себе намерение опираться на учителя, вы должны принять твердое решение не допускать нарушений в установленных взаимоотношениях.

Сам процесс зарождения мысли об опоре на учителя состоит прежде всего в обретении веры в своего гуpу. Для этого, в то время как вы сосредоточились на фигуре учителя перед собой, подумайте о том, что причина, по которой все духовные наставники видятся вам обычными существами, это

Интересные материалы

В этом эссе я хочу написать о любви вернее, об ее отсутствии. Я, боюсь, разочарую любвеобильных граждан, сказав, что мы живем в мире, где нет и не может быть любви. Почему я так...

Вы никогда не думали, зачем нам вообще стремиться к Богу? К осознанной жизни, к благости? Многие живут материальными удовольствиями, ища в них счастье. Ведь счастье - это свойство души....

Об исследовании Мэттью Райкарда Роберт Левенсон Вопрос о том, насколько сильными являются взаимозависи­мости автономных, субъективных и бихевиоральных аспектов эмоции, имеет долгую историю в теории...