Четыре Благородные Истины буддизма


Будда искал пути преодоления страдания и ограниченности, которые показались ему неизбежной частью человеческой жизни. Он обрисовал основные характеристики человеческого существования как Четыре Благородные Истины.

Первая Истина касается существования неудовлетворённости.

На уровне психологического состояния среднего человека неудовлетворённость или страдание неизбежно.

Вторая Истина состоит в том, что неудовлетворённость - результат стремления или желания.

В Дхаммападе (произведении, составленном из изречений Будды) сказано: "Как паук, завёрнутый в собственную паутину, человек опутан собственными желаниями". Большинство людей неспособно принять мир таким, каков он есть, потому что они привязаны к своим желаниям позитивного и приятного и отвращаются от негативного и болезненного. Желание всегда порождает неустойчивое состояние ума, в котором настоящее никогда не удовлетворяет. Если желание неудовлетворено, индивидуум влеком желанием изменить настоящее; если удовлетворено, возникает страх изменения, которое принесёт вновь разочарование и неудовлетворение. Поскольку всё проходит, наслаждение осуществляемым желанием всегда окрашено пониманием, что это удовольствие лишь временно. Чем сильнее желание, тем более интенсивно разочарование при понимании, что исполнение непродолжительно.

Третья Истина говорит о том, что устранение желаний приводит к исчезновению страдания.

Согласно учению Будды, можно научиться принимать мир таким, каков он есть, не чувствуя неудовлетворённости от его ограничений. Устранение желаний не означает их искоренения. Это означает лишь прекращение привязанности или веры в то, что счастье зависит от исполнения определённых мечтаний. Желания нормальны и необходимы. Они поддерживают нас пробуждёнными. Если бы все желания немедленно удовлетворялись, мы могли бы соскользнуть в пассивное, лишённое мысли состояние удовлетворённости.

Четвёртая Истина утверждает, что существует путь устранения желаний и неудовлетворённости - это Благородный Восьмеричный Путь, или Срединный путь.

Большинство людей ищет наибольших возможных чувственных удовольствий. Другие, понимания ограниченность этого, отдаются другой крайности - самоумерщвлению. Буддийский идеал - умеренность.

"Избегайте этих двух крайностей, монахи. Каких двух? С одной стороны, низменного, грубого и бесполезного потакания страстям; с другой - болезненной, низменной и бесполезной практики самовредительства и самоумерщвления. Придерживайтесь Срединного

Источник

Цитаты

Внутреннее одиночество - это тонкое состояние души.
--из книг Секлитовой Л.А., Стрельниковой Л.Л.

Интересные материалы

Попробуем рассмотреть личность человека немного с непривычной для нас стороны. Мы привыкли воспринимать себя и вообще понятие личности, как нечно одиночное, а следовательно, обособленное и поэтому,...

Представьте себе, что вам три года, и вы в первый раз в жизни увидели море. Вы еще не знаете, что на свете есть много разных цветов, и некоторым из них даны названия. Море, горы, деревья,...

Часть III ОСНОВНЫЕ МЕДИТАЦИИ ЛАМРИМА   1. ОПОРА НА ДУХОВНОГО УЧИТЕЛЯ Теперь вы должны подумать о том, что причина, по которой вы и все живые существа блуждаете в круговороте чувственного бытия и...