Числа в духовных традициях - страница 3/4

встречается в древнерусских текстах, хотя его наиболее важное проявление — графическое. Восьмилучевая звезда Богородицы относится к сакральным славянским раннехристианским символам. Известное святилище Перуна, окруженное восьмью кострищами, расположенными по четырём основным и четырём промежуточным сторонам света.

Число 9 весьма часто встречается в русской традиции, где оно может связываться с календарной тематикой. А. Голан напоминает, что "в славянских сказках змей бывает 9-тиголовым, а ведьма имеет 9 братьев. Согласно русским преданиям медведь встает из берлоги 9 марта. Девятая неделя после Пасхи всегда очень почиталась.

Русская народная сказочная традиция украшала демонического змея тремя, но гораздо чаще трижды тремя, то есть девятью головами, которые должен срубить добрый молодец буланым мечом. Этот девятиглавый демонический змей, тождественный образу Черного Бога Земли практически бессмертен, поскольку на месте срубленных одним махом трех голов вырастают три другие. Лишь вмешательство Высших Сил и смекалка героя, правильно использующего острый меч (единицу), помогает победить непокорную перевернутую девятку и утвердить единство.

Число девять выступает в русской народной традиции как число связанное с числом девять примерно также, как связаны конец и начало ("в тридевятом царстве, в тридесятом государстве"). Число двенадцать, по свидетельству В. Н. Топорова, рассматривалось как завершение ряда чисел 3, 4, 7. Число тринадцать, называвшееся "лихо одноглазое", символизировало собой горе, несчастие, неудачу, потерю.

В. М. Кириллин говорит о других трех числах, считавшихся в русской традиции священными — 15, 21 и 35 . Число 15 имело отношение к отечественной православной хронологии, унаследовавшей от византийского летоисчисления деление времени на индикты — периоды в 15 лет, введенные в 312 году римским императором Константином вместо ранее применявшегося деления на "олимпиады". Известный священник русского Средневековья Геннадий Новгородский и его продолжатель Агафон, составляя новую пасхалию "Круг рукотворный", производили расчеты в рамках 15 "великих индиктонов". Число 15 фигурировало и в древнерусских астрономических представлениях и рассматривалось как число дней половины лунного (синодического) месяца и отождествлялось с проявлением высших ангельских сил, приводящих в движение Луну и Солнце. А поскольку в христианских преданиях с Луной нередко отождествлялся образ Богоматери (проповеди Феодора Студита

Источник

Интересные материалы

  Я хорошо знаю, что философские проблемы - не для обсуждения в кругу присутствующих здесь детей и подростков. Они прежде всего интересуются удовольствиями и развлечениями. Но, несмотря на это,...

Когда мы установили, что принцип совершенной индивидуальности и совершенной взаимозависимости — это идеальный закон для индивида, общности и расы и что целью этого закона является их совершенное...

Сегодня мы поговорим о духовном исцелении. Попытками духовного исцеления люди начинают заниматься в тех случаях, когда ощущают сильную внутреннюю боль, внутреннее несовершенство,...