Чудовища в славянской мифологии

Самым грозным  считался владыка подземного и подводного мира – Змей.
Змей – могучее и враждебное чудовище – встречается в мифологии практически любого народа.
Древние представления славян о Змее сохранились в сказках.

Северные славяне поклонялись Змею – владыке подземных вод – и называли его Ящер.
Святилище Ящера располагалось на болотах, берегах озер и рек.
Береговые святилища Ящера имели идеально  круглую форму - как символ совершенства, порядка противопоставлялся разру-шительной силе этого бога.
В качестве жертв Ящеру кидали в болото черных кур, а также молодых девушек, что отразилось во многих поверьях.

Все славянские племена, поклонявшиеся Ящеру, считали его поглотителем солнца, ежедневно вечернее светило опускается за пределы мира  и подземной рекой плывет на восток.
Река эта течет внутри двуглавого Ящера, проглатывающего солнце своей западной пастью и изрыгающего из восточной.
О древности мифа говорит то, что Ящер не враждебен солнцу: он возвращает светило добровольно.

Обычай приносить человека в жертву подводному богу очень долго существовал на севере в преобразованном виде: так, на Онеге еще в начале ХХ в. старики делали чучело и в дырявой лодке отправляли в озеро, где оно и тонуло.
Другой жертвой, приносимой Ящеру, был конь, которого сначала выкармливали всей деревней, а потом топили.

С переходом к земледелию многие мифы и религиозные представления охотничьей эпохи видоизменялись или забывались, жесткость древних обрядов смягчалась: жертвоприношение человека сменялось на жертвоприношение коня, а позднее чучела.
Славянские боги земледельческой поры более светлы и добры к человеку.

Источник

Интересные материалы

Слушайте без перебиваний слова, которые могут быть одной из причин вашей помощи, и слушайте слова без перебиваний, которые растеряны и полны заблуждений. Вы сами можете помочь себе имея...

Глава 3 ЗАВИСИМОЕ ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ПРИРОДА РЕАЛЬНОСТИ Во время моего публичного выступления в Японии несколько лет назад я увидел нескольких человек, идущих в мою сторону с букетами цветов. Я встал,...

Растворение во сне и в смерти Пит Энгель, предложив обсудить сон, сновидения и смерть в обобщенном русле, сослался на книгу «Смерть, промежуточное состояние и перерождение в тибетском буддизме»...