Далай-лама. Буддийская практика: Путь к жизни, полной смысла. Часть 3 - страница 4/15

как только вы закроете глаза. Медитируйте на него, держа его на уровне глаз, не слишком высоко и не слишком низко, на расстоянии около полутора метров.

Поначалу бывает нелегко заставить объект медитации возникнуть в уме со всей отчетливостью. Чтобы восприятие не притуплялось, лучше совершать частые и интенсивные пятиминутные сеансы, а не длительные медитации. (В идеале таких коротких сеансов должно быть от четырех до шестнадцати в течение суток.) Когда желаемый образ наконец возникнет в вашем уме, объект для медитации готов. Теперь постарайтесь удерживать ум непрерывно сосредоточенным на нем.

 

 


Как противостоять возбужденности и несобранности

Для того чтобы достичь непоколебимого спокойствия, необходимы стабильность и ясность ума по отношению к объекту медитации. Поэтому главными помехами для длительной медитации являются возбужденность и вялость. Возбужденность препятствует стабильности. Когда ум не сосредоточивается на объекте медитации, а отвлекается или рассеивается, он упускает этот объект. Возможна и неявная* форма возбужденности, при которой ум может и не упускать объект медитации, но некая часть его занята какими-то другими мыслями. Необходимо отдавать себе отчет в такой возбужденности и, осознавая ее, не позволять уму подпасть под ее влияние.

Апатия, "тяжесть" ума и тела препятствуют достижению ясности. Апатия порождает несобранность, которая также не способствует ясности. Откровенная** несобранность "топит" ум, объект медитации блекнет и в конце концов теряется. При менее явной несобранности объект не утрачивается, но его четкость и ясность ума несколько уменьшаются из-за того, что ум расслабляется и становится чересчур рассеянным. Пусть даже он достаточно прочно удерживает объект медитации, но должного внимания уже не будет; довольно часто такое состояние ошибочно считают правильной медитацией.

__________
* Или тонкая форма. Подробности этой техники изложены в книге "Шаматха" Джампы Тинлея и IV томе "Ламрима ченмо" Чже Цонкапы — прим. ред.
** Или грубая форма расплывания или притуплённости — прим. ред.

Когда ум перенапряжен и вы возбуждены, необходимо как-то его расслабить, подобно тому, как слегка ослабляют натяжение гитарных струн. Точно так же, когда ум слишком расслаблен, нужно слегка его напрячь — "подтянуть струны". Как видите, ум, подобно хорошему струнному инструменту, нуждается в настройке.

 

 


Внимание и наблюдение за умом

Сила, посредством которой достигается медитативная сосредоточенность,

Интересные материалы

Во Вселенной размер не имеет никакого значения. Планеты – намного более развитые существа, чем обитающие на них индивидуальные жизненные формы. Тем не менее, они очень чувствительны к своим...

  АЛХИМИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ Многие из нас ведут свои взаимоотношения так же, как игру в покер. Мы делаем все возможное, чтобы оказаться сильнее. А если это не удается, мы блефуем и притворяемся, что у...

Я попросила Бога даровать мне счастье, А Бог сказал мне: "Нет". Он сказал, что дает благословение, А буду ли я счастлива, зависит от меня. Я попросила Бога уберечь меня от боли, А Бог...