Далай-лама о сотрудничестве между наукой и религией

Далай-лама о сотрудничестве между наукой и религией. Статья. Эзотерика и духовное развитие.

В наши дни такие негативные эмоции, как гнев, страх или ненависть, становятся причиной ужасающих бедствий во всем мире. И ежедневно слушая в новостях напоминания о разрушительной силе этих эмоций, мы в первую очередь должны задаться вопросом: «Как мы можем с ними справиться?»

Подобные разрушительные эмоции, конечно же, всегда были частью человеческого существования — человечество пытается победить их на протяжении тысяч лет. Однако я уверен, что благодаря сотрудничеству между религией и наукой у нас все-таки есть бесценная возможность достичь прогресса в этой борьбе.

С этой целью, начиная с 1987 года, я постоянно участвую в диалогах с учеными. Эти диалоги проводятся Институтом «Ум и жизнь» (the Mind & Life Institute) и посвящаются самым разным темам — от квантовой физики и космологии до сострадания и деструктивных эмоций. Я обнаружил, что научные открытия дают [буддистам] более глубокое понимание таких областей знания, как, например, космология, а буддийская трактовка способна помочь ученым по-новому взглянуть на область их исследований.

Наше сотрудничество оказалось полезным не только для науки, но и для религии. Несмотря на то, что тибетцы накопили ценнейшие знания о внутреннем мире человека, в материальном плане мы отстаем, в частности из-за недостатка научных знаний. В буддийских учениях подчеркивается важность осмысления реальности. Следовательно, мы должны обращать больше внимания на факты, которые современные ученые обнаруживают посредством экспериментального опыта и измерения тех объектов, которые они относят к реальной действительности.

Когда эти диалоги только начинались, буддисты были представлены лишь мною и двумя переводчиками. Однако в последнее время мы стали знакомить наши монастыри с современными научными дисциплинами, и в последнем научном диалоге в качестве слушателей участвовало около двадцати тибетских монахов. У этого диалога две основных задачи. Во-первых, академическая — служить распространению знания. Ведь в целом наука является замечательным инструментом для познания материального мира и способствует стремительному прогрессу в сегодняшней жизни, хотя многое, конечно, по-прежнему требует изучения. Однако в исследованиях внутреннего мира человека современной науке не удалось пока достичь таких же результатов.

В свою очередь буддизм как сосредоточие древней индийской мысли содержит глубокие знания, связанные с работой ума. На протяжении веков люди, говоря современным языком, «проводили

Источник

Интересные материалы

Глава 11. Достижение результата Пустота всех явлений   Давайте вернёмся к тексту Сутры сердца :   Итак, Шарипутра, в пустоте нет [совокупностей] форм, чувств, представлений, побуждений, сознаний....

Импровизированная лекция   Я сегодня поговорю с вами об Ангелах четырех стихий в связи с дыхательными упражнениями, которые мы выполняем каждое утро. Если я вам еще не давал этих упражнений, то...

Уровни сознания — Если говорить о теле и уме, пять психофизических совокупностей заключают в себе совокупность сознания. Когда вы говорите о нем таким образом, кажется, что сознание, или ум, — это...