Далай-лама. Восемь строф, упражняющих ум - страница 7/13

поступков и воспринять добродетель, но постепенно вы сможете привыкнуть к этому и развить вашу практику до более высоких уровней.

 

 4. Я буду учиться любить злонамеренные существа

    И те, что придавлены большими грехами и страданиями,

    Как если бы я нашел драгоценное

    Сокровище, которое найти чрезвычайно трудно.

 

Когда вы встречаете зловредных лиц или тех, у кого неприятные тяжкие недуги или другие проблемы, то вам не нужно ни отвергать их, ни проводить границу между ними и вами, как будто они чужие, но побыстрее вызвать в себе особо сильное чувство любви к ним и относиться как к близким. В прошлом в Тибете те, кто занимался такого рода упражнениями ума, брали на себя обязанность ухаживать за прокаженными больными, как то делают сегодня христианские монахи и другие. Поскольку в отношении именно таких лиц вы сможете развивать альтруистическое намерение к просветлению, а также терпение и добровольное принятие на себя страданий, постольку вступление с ними в контакт рассматривается в качестве находки драгоценного сокровища.

 

 5. Когда другие из зависти обращаются со мной плохо,

    Оскорбляют, бранятся и прочее,

    Тогда я буду учиться все терять

    И отдавать им победу.

 

Хотя в миру вполне годится строго ответить тому, кто неоправданно и безосновательно обвиняет вас, это не подходит для практики человеколюбия ради просветления. Неправильно отвечать сурово, до тех пор пока нет особой надобности. Если кто-то из зависти или неприязни обращается с вами плохо, обвиняет или даже бьет вас физически, то прежде чем наносить ответный удар такого же рода, вам следует потерпеть поражение и позволить другим праздновать победу. Разве это кажется нереальным? Такой тип практики действительно весьма труден, но его придется выполнять тем, кто целенаправленно ищет способ развития альтруистического сознания.

Это не значит, что в буддийской религии вы все время только и делаете, что терпите поражения и намеренно ищете себе низкий жизненный статус. Задача этой практики состоит в достижении великого плода за счет малых потерь. Если обстоятельства таковы, что великий результат не получен посредством малых потерь, то вы вправе без ненависти, но с состраданием ответить более эмоционально.

Например, одно из 46 предписаний обета бодхисаттвы заключается в том, чтобы отвечать подходящим образом и останавливать того, кто занимается неправедной деятельностью. Необходимо прекращать злое деяние, совершаемое кем-то еще. В

Интересные материалы

...чем занят ваш мозг. С сожалением приходится наблюдать, что некоторые допускают перекос в пользу знаний, которые не носят прикладного характера. Это даже не знания, а пустая информация...

Общество и благополучие — Кто еще есть там? — задала вопрос Джоан. — Чаще всего встречается описание сонма ангельских существ, Христа и родственников. Затем следует возвращение, большинство людей...

Душа – это осколок от источника Духа, вроде зернышка, которого затем соединяют с разными стихиями, чтобы из него вырос, например, человек. Как земные селекционеры выводят разные сорта растений...