Дхамма без перерождения?

Дхамма без перерождения?. Статья. Эзотерика и духовное развитие.

В соответствии с нынешней потребностью в религиозных учениях, которые лично значимы и непосредственно проверяемы, в определенных буддийских кругах решили серьезно пересмотреть традиционную и уважаемую доктрину перерождения. Хотя мало кто из современных буддийских мыслителей считает, что от этой доктрины следует отказаться как от 'ненаучной', есть и другое мнение, согласно которому вне зависимости от того, существует ли перерождение или нет, эта доктрина не имеет особого отношения к практике Дхаммы и поэтому необязательна в буддийском учении. Говорится, что Дхамма имеет отношение лишь к здесь и сейчас, помогая нам решать наши персональные проблемы путем повышения самоосознанности и внутренней честности. Все остальные грани буддизма мы можем оставить в прошлом как религиозные атрибуты древней культуры, совершенно непригодные для Дхаммы нашего технологического века.

Если мы на время попридержим свои предпочтения и напрямую обратимся к первоисточникам, то мы обнаружим бесспорный факт – Будда сам учил о перерождении и считал эту доктрину основной в своем учении. Рассмотренные в совокупности слова Будды показывают нам, что доктрина перерождения есть нечто гораздо большее, чем простая уступка преобладавшему в то время мировоззрению или азиатская культурная особенность; эта доктрина позволяет сделать далеко идущие выводы по поводу всей практики Дхаммы, влияя одновременно на цель начатой практики и на мотивацию её осуществления.

Целью буддийского пути является освобождение от страдания (дуккха), и Будда совершенно ясно показывает, что страдание, от которого надо освободиться – это страдание привязанности к сансаре, кругу повторяющихся рождений и умираний. В подтверждение этому Дхамма действительно имеет видимые и поверяемые аспекты. Путем прямого наблюдения нашего опыта мы можем видеть, что печаль, внутренние конфликты, страх и скорбь всегда возникают из-за нашей жадности ( абхиджха), отвращения ( доса) и неведения ( авиджа) и таким образом, могут быть уничтожены путем избавления от этих омрачений. Важность этой ясно видимого аспекта практики Дхаммы не может быть недооценена, так как она служит подтверждением нашего доверия к эффективности освобождающего пути, данного Буддой. Однако преуменьшить доктрину перерождения и объяснить весь смысл Дхаммы как уменьшение психического страдания путем развития самосознания означает лишить Дхамму тех более обширных перспектив, от которых происходит ее полная ширина и глубина. Поступая

Источник

Интересные материалы

Алекс Вингольдц Наша проблема в том, что мы не знаем фундаментальных основ работы человеческого сознания. Его многомерная работа не вписывается в наши научные теории и постулаты. Для ученых...

О презрении Пол Экман Эволюционистский взгляд на эмоции не полностью учитывает различие между деструктивными (или, в соответствии с буддист­ской терминологией, причиняющими вред, то есть...

Если вы оглянетесь на период перед началом Иракской войны - я еще много лет назад в своих исследованиях обнаружил, что решение вторгнуться в Ирак именно в 2003 г. было принято за ГОДЫ до того,...