Дхаммы – краткое описание и терминология Абхидхаммы

Дхаммы – краткое описание и терминология Абхидхаммы. Статья. Эзотерика и духовное развитие.

Два уровня истины: саммути-сачча – конвенциональная, относительная истина, параматтха-сачча – абсолютная, "настоящая" истина. Анализ дхамм проводится на уровне параматтха-саччи.

 

4 параматтхи – неизменяемых реальности

Всё, что существует, существует лишь в рамках этих параматтх.

  • Читта – сознание,
  • Рупа – материальные элементы,
  • Четасика – элементы сознания,
  • Ниббана.

Читта, четасика и ниббана относятся к классу нама – феноменов сознания, рупа – к классу физических феноменов. Нама характеризуется функцией переживания, осознания, рупа – отсутствием таковой. Читта, четасика и рупа – обусловленные дхаммы, имеющие причину своего существования ( санкхата дхамма ), ниббана – необусловленная, беспричинная дхамма ( асанкхата дхамма ).

I. Читта.

Осознание объектов. Синонимы, используемые в Абхидхамме – читта, чета читуппада, мана, мано, винняна.

Шесть классов сознания соответствуют шести категориям чувственных объектов:

1. Сознание взгляда ( чаккху-винняна).

2. Сознание звука ( сота-винняна).

3. Сознание запаха ( гхана-винняна).

4. Сознание вкуса ( джихва-винняна).

5. Сознание соприкосновения ( кая-винняна).

6. Сознание ума ( мано-винняна).

    Сознание возникает при контакте с соответствующим объектом. Сознание ума, в свою очередь, подразделяется на четыре вида:

    • Кама-сознание – сознание, присущее чувственной сфере, сфере желаний ( камавачара читта )
    • Рупа-сознание – сознание, присущее сфере форм ( рупавачара читта )
    • Арупа-сознание – сознание, присущее бесформенной сфере ( арупавачара читта )
    • Локуттара-сознание – трансцендентальное сознание, благородный ум (арья-читта), свободное от желаний предыдущих трех сфер. Различают также благородное сознание Пути ( маггачитта) и благородное сознание Плода ( пхалачитта).

    Дальнейшая классификация различает благотворные ( кусала), неблаготворные ( акусала – только для чувственной сферы), являющиеся результатом прошлых действий ( випака) и нейтральные, не производящие эффекта ( кирийя) виды сознания. В чувственной сфере выделяется 54 типа сознания, в сфере форм – 15 типов, в сфере без форм – 12 типов и в трансцендентной сфере – 8 типов, всего 89 типов сознания (в другой классификации, описывающей 40 типов локуттара-читты – 121 тип).

    II. Рупа.

    Телесность, "материальные" качества. Абхидхамма описывает 28 видов физических феноменов в нескольких группах.

    (I) Четыре великих элемента ( маха-бхута рупа ):

      1. Элемент земли или твердости, протяженности ( патхави).

      2. Элемент воды

      Источник

      Цитаты

      От глупости лекарство одно - учёба и учёба.
      --из книг Секлитовой Л.А., Стрельниковой Л.Л.

      Интересные материалы

      Стрельников А.И., Стрельникова Л.Л. Откровения Космоса Контакты с Высшим Космическим Разумом Данная книга знакомит читателя с начальными понятиями индивидуальной программы человека,...

      Буддийское определение смерти Когда смех умолк, Далай Лама продолжил свою мысль: — Неправильное понимание может возникнуть, когда путают буддийское и научное определение смерти. С научной точки...

      Диагностика по языку Язык — орган вкуса и речи. Мы воспринимаем вкус языком, когда язык влажный; сухой язык не может воспринимать вкус. Язык также орган речи, используемый для превращения...