Два уровня истины: саммути-сачча – конвенциональная, относительная истина, параматтха-сачча – абсолютная, "настоящая" истина. Анализ дхамм проводится на уровне параматтха-саччи.
4 параматтхи – неизменяемых реальности
Всё, что существует, существует лишь в рамках этих параматтх.
- Читта – сознание,
- Рупа – материальные элементы,
- Четасика – элементы сознания,
- Ниббана.
Читта, четасика и ниббана относятся к классу нама – феноменов сознания, рупа – к классу физических феноменов. Нама характеризуется функцией переживания, осознания, рупа – отсутствием таковой. Читта, четасика и рупа – обусловленные дхаммы, имеющие причину своего существования ( санкхата дхамма ), ниббана – необусловленная, беспричинная дхамма ( асанкхата дхамма ).
I. Читта.
Осознание объектов. Синонимы, используемые в Абхидхамме – читта, чета читуппада, мана, мано, винняна.
Шесть классов сознания соответствуют шести категориям чувственных объектов:
1. Сознание взгляда ( чаккху-винняна).
2. Сознание звука ( сота-винняна).
3. Сознание запаха ( гхана-винняна).
4. Сознание вкуса ( джихва-винняна).
5. Сознание соприкосновения ( кая-винняна).
6. Сознание ума ( мано-винняна).
Сознание возникает при контакте с соответствующим объектом. Сознание ума, в свою очередь, подразделяется на четыре вида:
- Кама-сознание – сознание, присущее чувственной сфере, сфере желаний ( камавачара читта )
- Рупа-сознание – сознание, присущее сфере форм ( рупавачара читта )
- Арупа-сознание – сознание, присущее бесформенной сфере ( арупавачара читта )
- Локуттара-сознание – трансцендентальное сознание, благородный ум (арья-читта), свободное от желаний предыдущих трех сфер. Различают также благородное сознание Пути ( маггачитта) и благородное сознание Плода ( пхалачитта).
Дальнейшая классификация различает благотворные ( кусала), неблаготворные ( акусала – только для чувственной сферы), являющиеся результатом прошлых действий ( випака) и нейтральные, не производящие эффекта ( кирийя) виды сознания. В чувственной сфере выделяется 54 типа сознания, в сфере форм – 15 типов, в сфере без форм – 12 типов и в трансцендентной сфере – 8 типов, всего 89 типов сознания (в другой классификации, описывающей 40 типов локуттара-читты – 121 тип).
II. Рупа.
Телесность, "материальные" качества. Абхидхамма описывает 28 видов физических феноменов в нескольких группах.
(I) Четыре великих элемента ( маха-бхута рупа ):
1. Элемент земли или твердости, протяженности ( патхави).
2. Элемент воды