или связности, текучести ( апо).
3. Элемент огня или жара, температуры ( теджо).
4. Элемент ветра, воздуха или движения ( вайо).
Далее следуют 24 производных элемента ( упада рупа ).
(II) Шесть чувственных основ-ваттху (органов чувств)( пасада рупа ):
5. Орган зрения ( чаккху).
6. Орган слуха ( сота).
7. Орган обоняния ( гхана).
8. Орган вкуса ( дживха).
9. Орган осязания, кинестетическая основа ( каяваттху).
10. Сердечная основа ( хадаяваттху).
(III) Два пола (бхава рупа):
11. Мужской пол ( пум-бхава).
12. Женский пол (иттхи-бхава).
(IV) Физическое качество жизни:
13. Жизненная сила ( дживита рупа ).
(V) Физическое качество питания (ахара рупа):
14. Съедобное ( оджа).
(VI) Четыре чувственных поля ( гочара рупа ):
15. Видимая форма или цвет ( вання).
16. Звук ( садда).
17. Запах ( гхандха).
18. Вкус ( раса).
Эти восемнадцать видов физических феноменов обладают силой порождения и называются производящими элементами ( джатарупани).
(VII) Физическое качество ограничения ( акаса-дхату рупа ):
19. Элемент пространства ( париччхеда).
(VIII) Физические качества коммуникации ( винняти рупа ):
20. Телесное выражение ( кая-винняти).
21. Речевое выражение ( вачи-винняти).
(IX) Три качества пластичности ( викара рупа ):
22. Легкость ( лахута).
23. Гибкость ( мудута).
24. Подвижность, адаптивность ( камманнята).
(Х) Четыре характеристики всех физических элементов ( лаккхана рупа ):
25. Рост, интеграция ( упачайя).
26. Продолженность, поддержание состояния ( сантати).
27. Разложение, старение ( джарата).
28. Непостоянство, разрушение, смерть ( аниччата).
Последние десять элементов не обладают качеством порождения и называются непроизводящими элементами ( аджатарупани).
III. Четасика.
Ментальные факторы, элементы сознания. Четасикам присущи определенные характеристики-атрибуты ( лаккхана), цели-функции ( раса), следствия-проявления ( паччупаттхана) и непосредственные причины ( падаттхана).
А) Аннасамана-четасика – 13 элементов, чьи свойства приспосабливаются в соответствии с другими, одновременно возникающими элементами. Например, возникая вместе с благотворными элементами, они сами становятся благотворными. Поэтому их также называют смешанными ( вимиссака), хотя речь идет, скорее, о нейтральности.
(I) Семь универсальных элементов, сопровождающих возникновение каждой читты ( сабба-читта-садхарана):
1. Контакт ( пхасса).
2. Чувство, ощущение ( ведана).
3. Восприятие, память ( сання).
4. Намерение ( четана).
5. Сосредоточенность