Дхаммы – краткое описание и терминология Абхидхаммы - страница 6/10

Когда вместе с читтой возникает какая-либо неблагая четасика, читта также неблагая ( акусала). С акусала-читтой обязательно возникают четыре акусала-четасикимоха, ахирика, аноттаппа и уддхачча, следовательно они образуют класс акусала-садхарана-четасика.

Лобха, доса и моха называются также неблагими корнями ( акусала-мула), так как являются источниками всех неблагих явлений.

14. Моха-четасика – неведение, незнание истинной природы чувственных объектов. Синонимы также – неведение ( авиджжха), незнание ( анняна), не-видение ( адассана). Моха не дает увидеть три общие характеристики бытия – непостоянство ( аничча), страдание ( дуккха) и бессущностность ( анатта). Моха может быть латентной, непроявленной ( анусайя-моха) и явной, возникающей в акте осознания ( париюттхана-моха). Анусайя-моха-дхату – латентная иллюзия – сопровождает каждое живое существо, в том числе и достигших первых ступеней Совершенства и только архат освобождается от нее. (Не всякое незнание является мохой, простое незнание незнакомого предмета – лишь отсутствие знания, восприятия-памяти ( сання)).

15. Ахирика-четасика – отсутствие стыда относительно акусала-дхамм, при совершении неблагих действий, неблагих речах и мыслях. Бесстыдный человек подобен свинье, поедающей экскременты.

16. Аноттаппа-четасика – опрометчивость, отсутствие страха совершения и результатов неблагих деяний и акусала-дхамм. Опрометчивый человек подобен мотыльку, летящему на огонь. Следующие опасности подстерегают совершающего неблагие дела: опасность обвинения себя, потеря самооценки ( аттанувада-бхайя), опасность обвинения другими ( паранувада-бхайя), опасность наказания (даже казни) другими за совершенные преступления, проступки ( данда-бхайя), опасность будущего страдания на смертном одре и в низших мирах после перерождения ( дуггати-бхайя, апайя-бхайя).

17. Уддхачча-четасика – нарушенное состояние ума, отвлечение от объекта. Ум подобен кучке пепла, в которую бросили камень. Ум не может сфокусироваться на одном объекте, а перескакивает от одного к другому. В отличие от акусала-мула-четасика, не порождая неблагие деяния непосредственно, уддхачча сама по себе не приводит к рождению в четырех низших мирах ( апайя).

18. Лобха-четасика – жадность, стремление, привязанность ума к объектам (даже к состояниям джхан). Синонимы – жажда, голод ( танха), алчность ( абхиджжха), страстное желание ( кама), иногда – чувственная страсть ( рага). К разряду лобха относится

Источник

Интересные материалы

АЛХИМИЯ ТИБЕТСКОГО БУДДИЗМА Из многочисленных форм буддизма лично я считаю тибетский буддизм наиболее полным жизни. Вероятно, это из-за того, что тибесткий буддизм - это на самом деле смесь буддизма...

Колокольный звон в своей силе, мощи и красоте необычайно целителен для любого человека. Он лечит душу и тело. Он возвышает духовно, восстанавливает и укрепляет физическое здоровье....

О моральном поведении животных Франс де Ваал Нетрудно распознать две фундаментальные основы челове­ческой морали в поведении животных. Эти две основы элегант­но представлены в следующем золотом...