и искренняя любовь ( пема), связь с любимым человеком ( самьоджана). Жажда, не контролируемая при помощи Дхаммы, никогда не уменьшается. Неукротимая жажда приводит к перерождению в мире голодных духов- пет, если не скомпенсирована благими деяниями. Желание достичь ниббаны, постичь Дхамму, поделиться с неимущим и т. д. – не лобха, но чханда. Именно лобха (и элементы ее группы) ответственна за перерождение в сансаре.
19. Диттхи-четасика – неправильный взгляд, ложное убеждение относительно истинной природы вещей. Убеждение вообще может быть правильным ( самма-диттхи) и нет ( миччха-диттхи), но в качестве акусала-четасики диттхи означает неправильное понимание. Моха затмевает видение реальности, диттхи формирует искаженное понимание, лобха обеспечивает привязанность к иллюзорной реальности. Самый глубокий и универсальный неправильный взгляд – иллюзия личности ( саккайя-диттхи) или иллюзия своего Я ( атта-диттхи). Диттхи искореняется только на уровне сотапанна.
20. Мана-четасика – гордость, высокомерие, неправильная оценка "личности", привязанность к которой существует благодаря диттхи и лобхе. Гордость может быть гордостью равного статуса ( мана), низшего статуса ( омана), высшего статуса ( атимана). Последняя, в свою очередь, имеет много видов, таких как кастовая гордость ( джати-мана), спесь богатого человека ( дхана-мана), кичливость образованием ( пання-мана) и др. Мана искореняется при достижении арахатства.
21. Доса-четасика – ненависть, гнев, насильственная, деструктивная направленность ума. Синонимы – гнев ( патигха), злоба ( вьяпада). К понятию доса относятся и горе ( сока), страх, депрессия ( доманасса). Особый случай досы – неблагодарность ( маккха). Крайняя степень – ярость ( упаяса). Доса искореняется только на уровне анагами.
22. Исса-четасика – зависть, фокус здесь – на других. Она может выливаться в превознесение себя ( аттуккамсана), при участии маны, и в очернение других ( паравамбхана), при участии досы(конструктивная критика сюда не относится). Исса искореняется на уровне сотапанна.
23. Маччхарийя-четасика – эгоизм, скупость, ревность, нежелание процветания другим, но фокус здесь – на себе. Можно сказать, патологическая привязанность к себе ( лобха не возникает вместе с маччхарийей) с нежеланием, чтобы другие получали хоть что-то. В Каноне упоминается пять видов маччхарийи – относительно места ( аваса-маччхарийя), относительно друзей и родственников ( кула-маччхарийя), относительно