доходов ( лабха-маччхарийя), относительно славы и красоты ( вання-маччхарийя) и относительно знания, образования ( дхамма-маччхарийя). Маччхарийя искореняется на уровне сотапанна.
24. Куккучча-четасика – пустое сожаление, беспокойство о том, что совершено неблагое дело или не совершено благое. Куккучча искореняется на уровне анагами.
25. Тхина-четасика – лень, четасика, замедляющая, "сокращающая" сознание (но не тогда, когда это – результат усталости). Лень противоположна усилию- вирийе. "Болезнь читты". Искореняется на уровне архата.
26. Миддха-четасика – апатия, четасика, замедляющая, сковывающая сопутствующие психические элементы- четасики. "Болезнь четасик", также противостоящая вирийе. Искореняется на уровне архата.
27. Вичикиччха-четасика – недоверие, сомнение в Трех Драгоценностях (Будде, Дхамме, Сангхе). Искореняется на уровне сотапанна.
Когда вместе с читтой возникает какая-либо благая четасика, читта также благая ( кусала). С прекрасными типами сознания ( собхана-читта) возникает девятнадцать состояний ( собхана-садхарана-четасика).
28. Саддха- четасика – доверие, вера в реальное (строго говоря, вера в камму). Другой аспект саддхи – ясность, чистота. При появлении саддха-четасики (т. е. в присутствии веры в благие дхаммы) никакие неблагие дхаммы не могут возникать – создается эффект очищения. Саддха является основой любого благого деяния. Другое название – прозрачность ( пасада). Также носит название саддхадхимоккха – решение, основанное на полном доверии.
29. Сати- четасика – осознанность, постоянное вспоминание (не-забывание) благих дхамм и деяний (и только такое вспоминание – относительно даны, силы или бхаваны). Характеристики – "не-отвлечение" и "обретение" ( упаганхана) того, что полезно и благотворно. Другие названия – бдительность ( аппамада), удерживание ( дхарана) и готовность ( уттхана).
30. Хири-четасика – стыд, отвращение к неблагим деяниям, сохранение чести и достоинства. В паре хири – оттаппа имеет более "внутренний" локус происхождения.
31. Оттаппа-четасика – осторожность, благоразумие – страх совершения неблагого деяния, опасение вредных последствий, страх стыда и неодобрения. В паре хири – оттаппа имеет более "внешний" локус происхождения.
32. Алобха-четасика – непривязанность. Отказ, отречение ( неккхама), великодушие, щедрость ( анабхиджжха, муттачаги ). Подобна капле воды, скатывающейся по лепестку лотоса... Противоположность лобха-четасики.
33. Адоса-четасика –