Достижение эмоциональной уравновешенности - страница 3/4

или резуль­тат — или «завершающее событие», как это иногда называется. Некоторые из методов, упомянутых вами ранее, по-видимому, имеют дело с предварительным этапом.

Для методов, имеющих дело с самими фактическими события­ми, одной из практик, рекомендуемых в буддистских текстах, яв­ляется осознание возникающих эмоций. Проблема состоит в том, что когда в вас возникает эмоция, она заполняет все ваше суще­ствование. Цель этой практики выработки осознания — попытать­ся распознать, что в вас возникает эмоция, и немедленно ее изо­лировать.

Экман: Я полностью согласен с вашим описанием и нахожу осо­бенно полезным различие между двумя частями эмоционального эпизода. Могли бы вы объяснить, как осуществляется это разделе­ние на практике?

Далай-лама (через переводчика): Некоторые из методов, кото­рые вы описываете, по-видимому, решают эту задачу, в резуль­тате чего вы становитесь способны осознать: сейчас я нахожусь в эмоциональном состоянии.

В действительности это дело привычки. Потому что, когда вы становитесь более привычным к осведомленности о возникновении эмоции, осведомленность сама по себе создает разделение между вами и эмоцией, и это немедленно ослабляет эмоцию (мысль гасит чувство). Однако одним из ключевых факторов этого является ба­зовая установка индивида. Применительно к конкретной эмоции, такой как ненависть или гнев, можно сказать, что если вы имеете базовую установку на нежелательность подобной эмоции, то есть считаете ее вредной или деструктивной, то тогда есть вероятность того, что вы сможете успешнее распознать и осознать эту эмоцию при ее появлении.

Экман: В соответствии с моей терминологией вы говорите об ис­пользовании знания.

Джинпа: Да, знания.

Экман: Вы считаете, что упражнение, посвященное концентрации внимания на дыхании, поможет второму процессу?

Далай-лама (через переводчика): Во втором контексте, когда вы используете практику осознанности (памятования), концентриру­ясь на дыхании, это в большей степени отвлекающий маневр.

Экман: Нет, я не говорю, что вы должны концентрироваться, — я не думаю, что в разгар эмоционального эпизода вы способны на­чать концентрироваться на дыхании, — но поможет ли использо­вание этой медитативной практики повысить вероятность того, что вы будете узнавать о том, когда вы переходите в эмоциональ­ное состояние?

Далай-лама (через переводчика): Да, потому что вы вырабаты­ваете общий навык памятования.

Экман: Итак, она поможет.

Джинпа: Да.

Далай-лама (через

Интересные материалы

О родительской привязанности Пол Экман По мере того как мы анализировали нашу дискуссию июня 2007 го­да, брат Далай-ламы Тенцин Лодо Хогьал сделал интересное за­мечание: «По моим наблюдениям в...

Неискаженное сострадание Экман: Как появляется эмоция? Далай-лама: Я уверен, что эмоция является неким психическим состоянием, которое вы ощущаете очень сильно. Вы видите, что гнев или...

Сакральная геометрия подразумевает под собой сакральные универсальные шаблоны, которые используются для построения всего сущего в нашей реальности. Чаще всего мы можем наблюдать это в...