Дзен и даосское начало


Восток всегда был богат философскими и религиозными традициями, парадоксальными с точки зрения западного ума. А разве могут казаться не парадоксальными религии, отрицающие понятие Бога и использующие вместо него понятия извечной безликой пустоты и относительности всего существующего? Очень хорошо подобные противоречия можно проиллюстрировать с помощью  даосского учения, а также одного из ответвлений буддизма под названием «дзен». Будучи порождениями Древнего Китая, оба эти учения имеют в своей основе такую характерную для китайского мировоззрения черту как стремление к полному спокойствию и душевной непроницаемости.

По сути, дзен и даосское учение являются совсем разными философскими традициями, но эти религиозно-философские системы имеют общую основу. Такие выводы можно сделать, приняв во внимания некоторые аспекты дзен и даосского учения.

Даосское учение предполагает осознание существования во Вселенной вечного и непостижимого Пути – Дао. Последователи даосского учения утверждают, что Дао невозможно понять, как и не возможно о нём говорить. Это извечный принцип, суть которого не выразить словами, его можно только ощущать своим естеством, поскольку оно как раз и есть Дао. Согласно даосскому учению, Дао присутствует во всём существующем, включая человека. Это первопричина, благодаря которой мир прибывает в постоянном изменении. Человек как часть мира, также постоянно видоизменяется, и не важно, в какую форму бытия он перевоплотится, ведь всё – одно и то же, всё - Дао. Даосское учение не берёт во внимание, что о себе думает человек, чего он боится и от чего страдает. Дао нет никакого дела до человеческих страданий или размышлений, потому и человеку не должно быть до них никакого дела. На этом и основывается главный принцип даосского учения: настоящий человек не должен обращать внимания на боль и желания, единственное его предназначение – это быть равнодушным к жизни, воспринимать её как болезнь, а смерть – как выздоровление и воссоединение с Дао. Также, адепту даосского учения не следует использовать разнообразные практики для достижения духовного блаженства, ведь они только засоряют сознание, отдаляя его тем самым от Дао. Главное в даосском учении – это взгляд в себя, восприятие своей сути, своей природы, полное углубление в неё. Человек, ушедший в себя, становится недостижим для иллюзий мира, и потому может соединиться с Дао.

Основную суть даосского учения можно проследить и в дзен. В этой ветви буддизма главный

Источник

Цитаты

Поиск рождает многовариантность, а она способствует развитию.
--из книг Секлитовой Л.А., Стрельниковой Л.Л.

Интересные материалы

Субъективистский период развития человечества — это та переходная стадия, когда, уйдя от символов, типов и конвенций, обратив еще неглубокий взгляд на индивидуальное существование с целью открыть его...

Диеты, сайты, клиники, врачи, диетологи, друзья, советчики – информации о том, как похудеть огромное количество. Вам предлагают различные методики, как сбросить вес. Со всех сторон...

9. Этические проблемы современной генетики Многие из тех, кто следит за развитием современной генетики, осведомлены о происходящих на эту тему обширных общественных дискуссиях. Озабоченность людей...