Эмоциональные сценарии

Эмоциональные сценарии

Экман: Я хочу ввести еще одну концепцию, еще одно усложне­ние — или, если хотите, еще одно препятствие достижению эмо­циональной уравновешенности. Но я надеюсь, что если мы будем распознавать препятствия, то мы сможем преодолевать их.

Я узнал о концепции эмоционального сценария, предполагаю­щей, что наши эмоции сменяют друг друга в определенной после­довательности, от моего учителя Сильвана Томкинса, много лет назад.25 Она предполагает, что мы имеем некий сценарий, который мы постоянно применяем к ситуациям, когда они предоставляют нам любую возможность это сделать. Подобно режиссеру, распре­деляющему роли между актерами, мы назначаем встречающих­ся нам людей на разные роли, которые необходимы нам для того, чтобы многократно разыгрывать один и тот же сценарий. Подобно настроениям, эмоциональные сценарии также вынуждают нас ис­каженно воспринимать мир.

Она (указывая на свою жену, сидящую в другом конце комна­ты) не является моей матерью. Моя мать умерла, когда я был еще очень молод. Есть вопросы, которые я никогда не пытался обсуж­дать с моей матерью, например о ее постоянном вмешательстве в мою личную жизнь и о попытках руководить всеми моими дей­ствиями. Но я поймал себя на том, что я воспроизвожу этот сце­нарий, ошибочно интерпретируя поведение жены как попытку управлять мною так, как это делала моя мать, а затем реагирую в соответствии с этим сценарием, что позволяет мне разыгрывать этот сценарий снова и снова.

Эмоции часто, но не всегда возникают в тех сценариях, которые искажают реальность. Понимание сценария, который разыгрыва­ет человек, может оказаться полезным, потому что оно помогает предупредить его о том, что ему не следует раз за разом механиче­ски исполнять одну и ту же роль в этом сценарии.

Далай-лама (через переводчика): Существует близкая, но не­много другая идея в буддистской медитации, посвященная со­страданию. Один из ее элементов предполагает, что мы должны учиться воспринимать всех окружающих как очень дорогих нам людей. Одна из используемых для этого моделей предполагает, что вы должны рассматривать всех людей как ваших учителей -или как вашу мать.

Экман: Если бы они действительно были очень дороги вам, то это одно дело, но что касается сценария, о котором я говорю, то вы заново разыгрываете его потому, что они вовсе не были очень до­роги вам.

Далай-лама (через переводчика): Общая идея индо-тибетской культуры о матери как о главном символе любви и нежности не

Интересные материалы

Глава 16             О ЖЕРТВЕ И ЧУВСТВЕ ДОЛГА               "К числу основных законов, которыми управляется и живет Вселенная, принадлежит закон жертвы. Закон жертвы есть основной закон и главный...

Баланс мудрости и сострадания Экман: Давайте рассмотрим пример, имеющий отношение к рас­сматриваемым нами вопросам: представим себе медсестру детско­го онкологического отделения, которая ежедневно...

                Возможно, некоторые из вас задаются вопросом, почему я, будучи педагогом, так редко говорю о воспитании детей. Все педагоги занимаются детьми, а я нет - я в этом смысле исключение....