Фильтр настроений - страница 8/9

Гм-м. Итак, это склонность.

Экман: Это больше чем склонность. Вы биологически подготов­лены к тому, чтобы проявлять гнев. Настроение заставляет вас ис­каженно воспринимать действительность, чтобы подогнать ее под настроение. Но если благодаря медитации человек начнет внима­тельнее наблюдать за собой, то он увидит, что находится в раздра­женном состоянии, и постарается не впадать в гнев. Практики ме­дитации могут со временем изменить оценки. По мере того как медитация, которая подразумевает знание деструктивности при­чинения вреда другим людям, становится частью жизни челове­ка, со временем она позволит ему оценивать многие вещи иначе. Триггер, который раньше вызывал фрустрацию, перестает ее вы­зывать. Вы согласны?

Далай-лама: Согласен. Это работает именно так. Все, что здесь сказано, совершенно верно. Разумеется, есть проблемы, которых мы можем избежать. «Избежать» — значит «преодолеть». Но для некоторых проблем не существует способа их преодоления, кроме простого отвлечения ваших мыслей. Мы пытаемся избежать проблем, но они все равно остаются. Глядя на ту же самую проблему, но под другим углом зрения, вы сможете благодаря такому под­ходу увидеть связанные с этой проблемой позитивные моменты. Проблема для вас никуда не исчезла. Вы занимаетесь медитаци­ей, посвященной этой проблеме. Но теперь ваше внутреннее состо­яние становится более спокойным. Именно это Будда назвал пре­вращением неблагоприятных условий в новую линию поведения.

Экман: Я думаю, что это очень важно. Позвольте мне привести

пример, чтобы удостовериться в том, что мы понимаем друг друга.

Далай-лама: Пожалуйста.

Экман: Представьте, что вы идете по улице. Посередине тротуара стоит человек, загораживающий вам путь. Вам трудно обой­ти его, потому что вы несете в руках чемоданы. Вы обращаетесь к нему: «Прошу прощения» и слышите в ответ вопрос: «В чем про­блема?», произнесенный в недружелюбной манере. Вы могли бы гневно отреагировать на это кажущееся проявление чужого гне­ва. Но если вы действительно хотите выразить свой гнев, то вы не говорите: «Моя проблема — это вы. Вы и есть настоящая пробле­ма!», потому что это может вызвать эскалацию конфликта. Если вы отреагируете на него, а не на проблему как таковую, то это мо­жет иметь тяжелые последствия. Если бы вы могли оценить си­туацию по-другому, представив себе, что этот человек, возмож­но, имел сегодня серьезные неприятности, из-за которых он стал раздраженным и обидчивым, то вы попытались бы выразить

Интересные материалы

О «доброте» Поп Экман Обсуждая этот вопрос с моим ближайшим другом Полом Ка­уфманом, которого я знаю более тридцати лет и который, буду­чи атеистом, давно занимается медитацией, я внезапно подумал...

«Как легко обидеть человека. Взял и бросил слово, злее перца… А потом, порой не хватит века, Чтоб вернуть потерянное сердце». Э. Асадов   Эти слова говорят сами за себя. С этим не...

Люди сегодня живут в бешеном ритме — много трудятся, чтобы обеспечить себе комфортное жилье и пропитание, быть не хуже, чем другие, дать образование детям, чтобы они тоже могли работать... Но...