Глагол для слова "нирвана"

Во времена Будды у слова "нирвана"(ниббана) был собственный глагол: ниббути. Он означал "гаснуть как пламя" . Поскольку огонь, как полагали, был в ловушке, привязанный к топливу, которым он питался, его уход считался освобождением. Поэтому погаснуть означало "отвязаться"(освободиться). Иногда применялся другой глагол — париниббути, где "пари-" означало полное, всецелое и указывало на то, что освобожденный человек, в отличие от "отвязавшегося" огня, никогда не попадет в ловушку.

Теперь, когда слово "нирвана" вошло в обиход английского языка, оно также должно иметь свой собственный глагол, чтобы передать смысл того, что значит быть "отвязавшимся". Сегодня, мы говорим: кто-то "достигает" нирваны или "входит" в нирвану, при этом полагая, что нирвана является неким местом, в которое можно войти. Но нирвана — это вообще не место. Она реализуется только тогда, когда ум прекращает определять себя в терминах месторасположения: здесь, или там, или посередине.

Это может звучать как пустословие, в конце концов, как ваша практика зависит от какого-то глагола или двух? Но представление о том, что нирвана — это некое место, породило серьезные заблуждения в прошлом, и может породить их и сегодня. В прошлом некоторые философы в Индии полагали, что если нирвана — это одно место, а сансара другое, то вхождение в нирвану не освобождает вас, поскольку вы ограничили свой радиус передвижения, так как уже не можете возвратиться в сансару. Таким образом, чтобы решить эту проблему они изобрели новый, по их мнению, вид нирваны, под названием (не локализированная) нирвана, находясь в которой, можно пребывать в обоих местах — нирване и сансаре одновременно.

Однако те философы недопоняли два важных момента в учении Будды. Первый — это то, что ни сансара, ни нирвана не являются какими-то местами. Сансара — это процесс конструирования мест, даже целых миров,(что называется "становлением"), а потом блуждания по ним (что называются "рождением"). Нирвана — это конец этого процесса. Вы можете находиться одновременно в двух местах — или даже развивать ощущение, что ваше "Я" настолько безгранично, что находится сразу во всех местах, но вы не можете подпитывать этот процесс и в то же время видеть его конец. Вы либо питаете сансару, либо нет. Если у вас есть желание погулять и по сансаре и по нирване, вы просто еще больше увязнете в сансаре и будете в ее ловушке.

Второй пункт — это то, что нирвана, с самого начала, постигается неустановленным

Источник

Цитаты

Отказ от удовольствий - это уже путь духовного подъёма.
--из книг Секлитовой Л.А., Стрельниковой Л.Л.

Интересные материалы

Насчет того, что все аффирмации должны быть конструктивными, писалось очень многое. Также как и насчет того, как их правильно составлять и вкладывать в них свое Я. Но, мало кто знает, как...

Подготовка к проявлению гнева Экман: Когда я читал вашу книгу «Этика для нового тысячеле­тия», обратил внимание на ваши слова о том, что мы должны использовать силу для остановки действия и...

Глава 6. Открытие Сутры Праджняпарамиты   Говорится, что Будда дал восемьдесят четыре тысячи собраний учений, дабы удовлетворить различные ментальные предрасположенности и духовные наклонности...