наиболее тонкой форме самого ума, поэтому основная цель тантрических практик — стремление подчини ть эти самые тонкие энергии с тем, чтобы трансформировать ум в его самую тонкую форму.
Препятствие знанию (санскр. джняйяварана; тиб. shes bya'i sgrib pa). Изначальное невежество, которое лежит в основе всех страданий сансары и мешает человеку понять отсутствие самобытия всех явлений. Когда эта помеха исчезает вместе с омрачающими препятствиями, считается, что человек достигает всеведения.
Припадок. Исходный аномальный нервный разряд (обычно глубоко в лимбической системе височной доли), который внезапно вовлекает огромную массу смежной корковой ткани. Разряд характеризуется низкой частотой и строгой синхронизацией.
Пробуждение (санскр. бодхи; тиб. byang chub). Конечная цель буддийского пути. Человек считается пробудившимся, или просветленным, когда он очистился от омрачающих препятствий и преград для знания и достиг разнообразных качеств будды. Человека, достигшего пробуждения, называют буддой, или Пробудившимся.
Промежуточное состояние . См. Бардо.
Пустота (санскр. шуньята; тиб. s tong pa nyid). Буддийская философская позиция устанавливает, что вещи (дхармы) пусты, свободны от неизменной, самодостаточной внутренней сущности или способа существования. Хотя вещи в конечном счете пусты, о них тем не менее можно сказать, что они существуют обусловленно в зависимости от причин и условий. Также см. безличностность.
Пхова. См. Перенос сознания.
Пять внутренних и пять внешних элементов. Пять элементов — это земля, вода, огонь, воздух и пространство. Когда они относятся к элементам, из которых состоит тело, то их называют пятью внутренними элементами. Когда они относятся к элементам, из которых состоит внешняя вселенная, то их называют пятью внешними элементами.
Пять совокупностей (санскр. панчаскандха; тиб. phung po Inga). Согласно буддийской философской мысли система разум-тело подразделяется на пять совокупностей, или составляющих. К ним относятся тело, ощущение, восприятие, волевое устремление (хотение) и сознание. С точки зрения многих буддийских философов эти пять совокупностей составляют основу, на которой строится чувство собственного «я» человека и тождественность личности.
Рупакайя (тиб. gzugs kyi sku). Буквально означающая «тело формы» будды, рупакайя включает в себя Самбхогакайю и Нирманакайю, тела, которые различают мастера духовных практик, и тела, воспринимаемые обычными живыми