медицине, семенная жидкость выходит из семенного пузырька (тиб. bsam se'u). Что поднимается? Это семенная жидкость, сперма или что-то еще? Доктор Тензин Чодрак подтвердил, что это ни одна из этих грубых субстанций, которые описаны в системе тибетской медицины. Скорее всего, это очень тонкая субстанция, которая может подниматься к макушке, но не грубая жидкость, такая как семенная жидкость или сперма.
Может возникнуть вопрос, как она попадает туда. По каким каналам и каким образом она двигается? Существует три канала — центральный, правый и левый. В центральном канале есть шесть центров, в них имеются узлы, которые необходимо распутать. До тех пор пока человек не достигнет наивысшего состояния практики путем ослабления всех узлов в разных центрах, до тех пор белый элемент не сможет пройти вверх. Должен быть создан свободный путь через все центры, чтобы белый элемент смог через них пройти. У продвинутого йога, который не достиг наивысшего состояния, белый элемент поднимается к макушке через левый и правый каналы. Когда йог достигает наивысшего состояния практики, белый элемент проходит к макушке головы через центральный канал. Если однажды вы распутаете узлы, они останутся свободными.
У женщин эти шесть центров такие же, как у мужчин. Есть мнение, что у женщин преобладает красный элемент, но они также имеют и белый элемент. Тот факт, что женщины имеют белый элемент, служит еще одним свидетельством того, что он не относится ни к семенной жидкости, ни к сперме. Я говорил с индийскими йогами, очень искусными в области прана-йоги и имеющими дело с каналами и энергиями. Некоторые из них говорили, что наблюдали белый элемент у женщин, хотя красный элемент был сильнее. Таким образом, у женщин, практикующих тантрическую медитацию, описанную выше, белый элемент спускается тем же путем и втягивается назад. В тантрической литературе описывается четыре типа женщин, или жен (санскр. мудра). Вот эти четыре типа: подобная лотосу, подобная лани, подобная морской раковине и подобная слону.
Заметив, что его слова вызвали улыбку у присутствующих, Далай Лама пошутил:
— Если бы эта классификация зародилась в Тибете, а не в Индии, то последний тип назывался бы «подобная яку». — Мы все рассмеялись. — Эти различия первоначально касались формы половых органов, но они также относятся к конституции тела. Для мужчин таких категорий нет.
Теперь вы понимаете, насколько это тонкая материя. И в момент смерти этот процесс очень сложно изучать.