людям через Пророка (мир ему и благословение). То, что отрасли исламских наук получили разные, не употреблявшиеся ранее названия, не выводит их за рамки Ислама. Все они составляют религию[2].
Великий алим своего времени, учитель таких великих алимов, как Ибну Хаджар, Рамали и других, в своё время бывший ректором знаменитого исламского университета «Аль-Азхар», шейх Закария аль-Ансари (да будет свята его душа!) говорит, что тасаввуф – это наука об очищении нафса (эго), облагораживании нравов, усовершенствовании поклонения Всевышнему.
Имам аль-Газали говорит: «Целью тасаввуфа является очищение нравов от всего негативного и очищение сердца от всего, кроме Аллаха, путём частого поминания Всевышнего». Далее он говорит: «Я удостоверился в том, что суфии следуют истинным путём Аллаха, их поведение является наилучшим, их путь – самый верный из всех путей и нравы их самые чистые. Если собрать разум всех разумных, мудрость всех мудрецов и науку всех достигших глубин Шариата и попробовать улучшить что-либо в служении, поведении и в нравах истинных суфиев, то сделать это будет невозможно. Потому что всё в их поведении относительно явного и тайного взято из поведения Пророка (мир ему и благословение) и знаний, полученных от него. И для меня воистину стало явным, что именно эта группа является спасшейся группой. Что ещё могут говорить люди о тех, для кого первым условием является полное очищение сердца от всего кроме Аллаха, и утопили они свои сердца в поминании Всевышнего»!
Имам Абу Хамид аль-Газали также сказал: «Вступление на путь тасаввуфа является обязательным, ибо никто кроме пророков не застрахован от недостатков и душевных болезней» (Ибн Уджайбат. «Шахруль хикам». Том 1. Стр. 7).
Как известно из хадисов, очистить себя от таких болезней является обязанностью каждого верующего.
Имам Джунайд аль-Багдади сказал: «Тасаввуф – это следование благим нравам и отход от плохих нравов»[3].
Шейх Мухаммад аль-Араби говорит: «Тасаввуф – это сохранение шариатской этики в явном и тайном поклонении. Тасаввуф – это благой нрав».
Известные алимы дали суфизму около двух тысяч определений, суть которых сводится к искреннему поклонению Аллаху, т. е. ихсану, который является одним из трёх основ религии, согласно известному хадису Пророка (мир ему и благословение).
Хасан Хильми аль-Кахий в книге «Аль-Бурудж аль-мушайяда» пишет, что истинные знания, т. е. науки познания Всевышнего, – это удел только избранных Аллаха, каковыми являются