Тоже самое было и с другими частями Нендро. В то время мы находились, практически, в уединении, почти не общаясь с людьми. У нас не было никакой практики разговорного тибетского, и чтобы получить ее, нам пришлось пожить в тибетских лагерях, где никто не знал английского.
Позднее мы приглашали лам в Европу, где не было никого, кто мог бы переводить, поэтому мне было необходимо изучить тибетский глубже, чтобы стать переводчиком. Это было естественным процессом. Перевод стал частью моей роли, а Оле погрузился в учительскую деятельность. Он прирожденный учитель, а не прирожденный переводчик (Ханна смеется). Если бы он стал переводить, то выдал бы собственное учение (все еще смеется). А так все на своих местах.
Опять же, сегодняшняя ситуация совершенно иная. Сейчас многие поучения и тексты переведены, существует много переводчиков, поэтому можно легко практиковать тибетский Буддизм без знания тибетского.
В: Когда и как ты решила отказаться от традиционной семейной роли? Это произошло в начале вашего супружества?
О: Когда мы поехали в свадебное путешествие в Азию и встретились с Буддизмом, то остались там на несколько лет, интенсивно изучая и практикуя Буддийские поучения. Позже мы заняли позицию, в которой работе для дхармы отдавалось все время. Его Святейшество XVI Кармапа был очень точен в своих инструкциях по отношению к нам. Он хотел, чтобы мы вернулись в Европу и работали для Дхармы. В то время было невозможно совместить эту работу с нормальной семейной жизнью — вопрос стоял о выборе. Выбор был легким. В мире достаточно детей, а то, что мы делали тогда, было важнее, чем завести своих собственных. Сегодня ситуация другая. Стать буддистом — не значит изменить стиль жизни, как это сделали мы.
В: Ты и Оле стали фактически теми, кто принес тибетский Буддизм в Европу.
О: Это стало нашей ответственностью, так как в то время тибетский Буддизм в Европе был недоступен. Наше развитие не было типичным, а явилось особой задачей особого времени.
В: Как ты справляешься, когда столько много людей нуждаются в твоем времени и за каждым твоим движением наблюдают как за чем-то многозначительным?
О: Требовать уделить время — нормально и, в общем, это небольшая проблема. В отношении людей, наблюдающих за каждым твоим движением, я хотела бы сослаться на обычный, в некоторой степени, интерес. У нас на Западе есть тенденция становиться немного фанатичными и искусственными рядом со своими учителями. Мы смотрим на учителя, наблюдаем