На самом деле тема эта огромна, ибо фактологический материал, лежащий в основе этих двух понятий огромен, и в одиночку описывать его и очень долго, с одной стороны, и очень однобоко, с другой.
Информации о глубинной сущности Каббалы – древнейшего мистического учения, сохраняемое в народе Израиля, и информация о раннем Христианстве , теснейшим образом связанное с духовной традицией Израиля, ничтожны.
Сейчас Каббала, с подачи Лайтмана, стала не только «брендом», но и общедоступной «пищей» и, как и всё, что становится экзотерической составляющей, профанируется уровневым эгрегором общей суммы учеников – чем их больше, тем уровень духовного понимания ниже. Таков Закон.
Раннее христианство, практически полностью уничтоженное и поглощённое экзотерическим христианством, нам известно лишь по отрывкам из трудов или жизнеописаний ранних святых, правда, прошедших многоразовое «редактирование». Низкий поклон святителю Игнатию (Брянчанинову), за его титанический труд – собирание ценнейшего духовного опыта ранних отцов –мистиков. Его труд «Отечник» — бесценное сокровище миропонимания и миросозерцания свв. Отцов той Церкви, которой больше нет.
Слава Богу, находки в Кумране и Наг Хаммади так же пролили немного света на раннее христианство.
Я хотел предложить к рассмотрению лишь один аспект из множества, говорящих о близости мистического подхода этих двух направлений.
Вот одни из основных положений Каббалы:
Единственное что характеризует человека — это эгоизм. Изначально он создан как сосуд, который подобен "чёрной дыре" — он втягивает в себя наслаждения, стараясь изо всех своих сил наполнить свои желания .
Одни хотят наслаждаться деньгами, другие властью, третьи славой, кто-то готов убивать и «идти по трупам» ради этого, а кто-то готов помогать нищим и жертвовать собой ради других. Это не имеет значения. С точки зрения Каббалы, всё это — наши эгоистические желания. Разница между ними лишь в форме получения наслаждения (кто-то занимается грубым потреблением, кто-то моральным, а кто-то готов бросить всё ради личного спасения и уйти в монастырь, и т. д.).
Суть всех этих желаний одна: получить наслаждение и насытить своё Эго.
Согласно Каббале, маhшевет hабрийя (замыселом творения) человека, каким его создал Творец, является "образ и подобие" его Творцу.
Свойство Творца — абсолютный альтруизм и отдача. Уподобление Творцу — это слияние с Ним в общих свойствах.
Совершенствование и уподобление Творцу – процесс почти бесконечный