Клятва бодисатвы - страница 4/6

их, она расслышала гнев в его голосе и увидела проявле­ние гнева на его лице, даже несмотря на то, что он не использовал гневных слов, но эти сигналы больно задели ее. Мой вопрос: даже если вы не произносите гневных слов и не совершаете действий под влиянием своего гнева, то причиняет ли вред другому челове­ку сам факт того, что вы разгневаны?

Я мог бы утверждать, что большую часть времени, в течение которого вы видите или слышите проявления гнева, люди причи­няют вам вред и, таким образом, у вас вырабатывается ассоциа­ция. Как только такая связь вырабатывается, то даже если вред не причиняется вам напрямую, он причиняется вам косвенно через возникающее у вас ощущение причиненного вам вреда, которое является условной реакцией на гнев в голосе или на лице другого человека. Это строгое требование.

Далай-лама (через переводчика): Здесь следует отметить два момента. Во-первых, что касается поведения мужа, то оно бы­ло вызвано оплошностью жены, потому что именно она заперла дверь изнутри, хотя он и просил ее не делать этого. Поэтому она могла бы признать свою ошибку. Эта ситуация отлична от той, когда он указывает ей на допущенный промах и испытывает гнев. Во-вторых, муж сам указывает жене на ее ошибку. Это причиня­ет ей боль. В этой ситуации то, что он впал в гнев, является непра­вильным, потому что независимо от того, выразил ли он этот гнев вербально или нет, его жена отметила этот факт. В то же время, ес­ли он испытывает гнев, то, возможно, честнее будет проявить его открыто (*Когда я прочитал комментарий Далай-ламы описанному здесь челове­ку, то он ответил: «Она чувствовала по тону моего голоса, что я испы­тывал гнев, поэтому я не думаю, что поступал нечестно, притворяясь, что я абсолютно спокоен». Я узнал, что после этого эпизода жена этого человека никогда не забывала отпирать засов перед возвращением му­жа. Его гнев оказал благоприятное влияние. Он показал ей, что этот во­прос для него очень важен, и это заставило ее изменить свое поведение. В соответствии с другой интерпретацией она должна была изменить свое поведение, чтобы его разгневанный вид снова не причинил ей боли.). Экман: Хорошо, он выражает гнев мимикой и звуком своего го­лоса, но не словами. Он пытается использовать слова таким обра­зом, чтобы не причинить страдания жене.

Далай-лама (через переводчика): Пожалуйста, точнее сформулируйте вопрос, который вы задаете.

Экман: Мой вопрос состоит в следующем. Возьмем предель­ный случай, если он вообще не

Интересные материалы

От экспертов Национального музея антропологии Мексики поступило сообщение об исторической находке. Оказывается, археологами была обнаружена скульптура древнейшего бога индейцев майя — Уэуэтеотля....

Часть I Введение 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Все живые существа обладают врожденным ощущением себя, основанного на составных элементах тела и сознания, и это "я" естественным образом требует счастья и...

Данный рассказ был найден в старой газете. Речь в нём идёт об удивительных целительных свойствах соли, которую применяли ещё во время второй мировой войны для лечения раненых солдат. Во...