Когда эмоции становятся деструктивными - страница 2/4

на «буддологическом английском», то есть на буддистском жаргонном английском, то как он воспринимается средним англоговорящим слуша­телем? Передает ли он основную идею?

Экман: Я хочу обсудить, что он означает, чтобы правильно опре­делить аффликтивное психическое состояние. Моя интерпретация того, что понимается под определением «аффликтивный» набуддологическом английском, сводится к тому, что оно подразумева­ет вред и для того, кто испытывает такую эмоцию, и для окружаю­щих его людей. Если это так, то эмоция считается аффликтивной тогда, когда приносит даже больший вред тому, кто ее испытыва­ет, чем тому, на кого она направлена. Она развивает отрицательные черты характера и деструктивные установки. Я полагаю, что, к сожалению, человеческие существа способны иметь такие от­рицательные черты в развитом состоянии. Человек сам выбира­ет, какие качества в себе развивать, и поэтому может развиваться и жестокость и сострадание.

Далай-лама (через переводчика): Я сомневаюсь, что между аффликтивными эмоциями и психическими состояниями, с одной стороны, и неаффликтивными эмоциями и психическими состояниями — с другой, имеется какое-то различие с точки зрения их устойчивости в процессе развития и той степени, до которой они могут развиваться. Мне интересно узнать, действительно ли аф­фликтивная эмоция или аффликтивное психическое состояние, подобное жестокости, может развиваться до высокого уровня, на котором оно становится спонтанным и подобным развитым состо­яниям сострадания. Я хотел бы узнать, действительно ли аффлик­тивные состояния развиваются по той же схеме, что и неаффлик­тивные, или их развитие происходит как-то иначе.

Экман: Замечательный вопрос. Для того чтобы дать на него точ­ный ответ, пока что нет проверенных научных фактов. Я полагаю, жестокость подразумевает получение удовольствия от причине­ния страдания. Мы знаем, что некоторые очень жестокие люди проявляют великодушие и сердечность к одним людям и безжа­лостность к другим. Рассказывают, что Гитлер с теплотой отно­сился к детям и собакам. Другие не менее жестокие диктаторы были очень добры с некоторыми людьми и не проявляли в отно­шениях с ними никакой жестокости.

Далай-лама (через переводчика): Эта дискуссия сродни нашей более ранней дискуссии о способности эмоций или настроений ме­шать нам видеть реальность; безусловно, это же можно сказать о жестокости: она действительно мешает нам видеть окружаю­щий нас мир. Но можно ли сказать, что сочувствие или заботливое

Интересные материалы

Природа сострадания Хотя вопрос о сострадании занимает центральное место в буд­дистском мышлении и имеет значение в других мировых ре­лигиях, он лишь недавно стал темой научного исследования. Од­...

Перерыв: разговор о пересадке органов Увидев, как внесли чай, Пит Энгель сказал: — Прежде чем мы сделаем перерыв, я хочу высказать еще одну мысль. Поскольку преобладающий на Западе научный взгляд...

Используйте ваши симпатии для поднятия духа и антипатии, чтобы усилить себя Симпатия и антипатия - естественные душевные импульсы, присущие и мудрецам. Однако разница между мудрецом и обыкновенным...