Мотивация гнева - страница 5/5

хотя сама природа сострадания является добродетельной и позитивной, если вы проявляете чрезмерное сострадание к безнравственному человеку, то это может воспре­пятствовать его адекватному наказанию, которое позволило бы заставить его прекратить действия, направленные на причинение вреда другим людям. Даже сострадание может привести к нежела­тельным последствиям. Оно имеет свои собственные отрицатель­ные аспекты. Если вы тщательно размышляете, то это не является формой сострадания — здесь требуется быть более умным.

Чтобы взвесить ситуацию — тщательно определить все за и про­тив применения наказания, — ее нужно оценивать с помощью разу­ма. Проблему создает не сострадание; проблему создает дефицит умственных способностей. Подобным образом, если снова обра­титься к ненависти, то она приводит к каким-то положительным результатам. Но если вы взглянете внимательнее, если вы иссле­дуете ее более пристально, то достигнутое положительное каче­ство может оказаться вовсе не прямым результатом проявления ненависти. Оно может появиться благодаря действию какого-то другого элемента разума, который заставляет вас думать: «Я дол­жен конкурировать с этим человеком» или «Я должен постарать­ся причинить ему какой-нибудь вред». Поэтому оно может и не быть следствием ненависти как таковой.

Экман: Я думаю, что все это возможно. Существует множество Детерминант любого действия — для достижения некоторых ре­зультатов нужно предпринимать сложные последовательности раз­нообразных усилий.

Далай-лама (через переводчика): Я наблюдал также проявле­ния ненависти у животных.

Человек, который однажды взял меня с собой на соседнее озеро. ходил туда каждое утро. Обычно он брал с собой собаку. Три другие собаки появлялись каждый раз в одном и том же месте и нападали на его собаку. Но они лишь рычали и показывали клыки Это происходило снова и снова. Эти собаки обладали способностью сдерживать гнев. А вот другой случай, который произошел в мо­настыре Рицонг-компа в Ладакхе: здесь произошла драка между двумя буйволами, и один буйвол убил другого. В течение следующих семи лет всякий раз, когда этот буйвол, победитель, появлял­ся на месте битвы, он вел себя очень буйно. Даже при том, что его противник давно погиб. И так продолжалось семь лет.

Экман: Хорошая память.

О чем бы я хотел поговорить дальше, так это о сострадании и доб­роте.

Джинпа: Удачное время. (Смеется.)

Интересные материалы

Глава 16             О ЖЕРТВЕ И ЧУВСТВЕ ДОЛГА               "К числу основных законов, которыми управляется и живет Вселенная, принадлежит закон жертвы. Закон жертвы есть основной закон и главный...

Далай-лама XIV Этика для нового тысячелетия Читателю не следует предполагать, что я как Далай-лама предложу какое-то особенное решение. На этих страницах нет ничего такого, что не было уже...

2012: Виндгольц Алекс Сейчас мы живем в реальности, где появились новые слова, вернее, описания мира такие как программа, программирование.. . Ни для кого не секрет, что программа – это...