Любой человек, пролистывающий современную литературу по йоге, встретится с множеством разных практик. Для человека, решившего серьёзно заняться практикой йоги, в уме возникает дилемма; так что же взять за основу? В этом материале мы попытаемся показать, что Классическая Восьмиступенчатая йога является единственный единственной всеобъемлющей практикой, гармонично включающей в себя все методы и подходы, которые практикуются другими "направлениями".
8 ступеней классической йоги:
- Яма соблюдение всеобщих моральных заповедей
- Нияма — культура, внутренняя дисциплина, внутриличностный контроль;
- Асана — достижение физического здоровья посредством физических упражнений (поз);
- Пранаяма — контроль над дыханием или умение путем дыхательных упражнений управлять потоками Праны (общеуниверсальной энергии) как в своем теле, так и за его пределами; Асана и Пранаяма объединяются в ХАТХА йогу
- Пратьяхара — управление чувствами (уведение чувств под контроль бодрствующего сознания);
- Дхарана — искусство сосредотачивать мысли;
- Дхьяна -медитация (длительное размышление).
- Самадхи — слияние с Духом Вселенной (созерцание, экстаз, озарение, постижение, просветление).
Правильная работа организма зависит от его частей. Потеря или заболевание одной из частей вредят здоровью всего организма. Та же закономерность относится к изучению йоги и ее разделов. Все восемь ступеней взаимозависимы и дополняют друг друга. Несмотря на кажущееся различие, они ведут к одной цели. Любая недостаточность в обучении или совершенствовании одной из восьми ступеней явится препятствием к самореализации.
Джняна-йога
"Познающий, Познание, Познанное”. На определенной ступени развития в этой практике человек осознает, что познающий, познание и познанное представляют собой единую сущность, а не три различных. Легко возразить, что в процессе осознания единого Брахмана, или атмы, для которых отсутствует что-либо “другое”, подобное понимание есть именно то, что должно произойти; однако справедливость той же истины обнаруживается и в разуме, когда самонаблюдение показывает, что познание есть познающий, то есть вне самого познания нет никакой сущности, которая совершает акт познавания; познанное также есть познающий, ввиду того, что познанное есть вся карма, передовая позиция и проявление познающего — художник, глядя на свою картину, видит в ней самого себя, ибо его творчество, как зеркало, рассказывает ему о нем самом. Таким образом, в результате видно, что существует