Наука, религия и истина - страница 3/4

веры. В этом нет ничего антирелигиозного. Даже папа — а новый папа явля­ется очень умным и во многих отношениях замечательным чело­веком — подчеркивает, что вера и разум должны идти рядом. Он отмечает, что начал развивать эту идею вместе с некоторыми из своих последователей. Если бы люди имели веру без разума, то тогда у них не было бы ощущения связи религии с их жизнью, так что разум обязательно должен здесь присутствовать.

Но у некоторых ученых есть один лишь разум без веры — они великие ученые, но с точки зрения психики они несчастные люди. (Смеется.) Поэтому вера также необходима. [1] Так обстоят дела, я ду­маю, что именно так. Поэтому теперь даже христиане вынуждены признавать важность разума. Что касается буддистов, то здесь нет проблем. Мы имеем право сказать, что настоящее исследование — это нечто особенное. Если наши результаты — полученные с по­мощью исследований или экспериментов — противоречат идеям буддизма, то тогда мы обладаем свободой отвергнуть старые идеи. Это слова самого Будды.

Китайские коммунисты говорят, что в тибетском буддизме от­сутствует научное знание, и называют нас «глупыми тибетцами, полными слепой веры или предрассудков». Таково было их отно­шение к нам в начале шестидесятых, в семидесятых и в восьми­десятых годах. Я думаю, что с самого начала они чувствуют, что непризнание буддизма поощряет установку на исследование и от­каз от догм.

Однажды я был приглашен в Москву на встречу с учеными. Я думаю, это была моя первая или вторая поездка в Россию. В то время марксистская, или коммунистическая, идеология бы­ла еще крепка. Некоторые ученые верили или чувствовали, что наука представляет собой нечто такое, что обязательно должно противостоять религии. Но это совсем не так. Наука — это толь­ко метод исследования действительности. Религия же имеет де­ло главным образом с ее субъективной стороной.

Экман: Мотивация большинства ученых и врачей, по крайней мере в начале карьеры, а для многих и до конца жизни, заключа­ется в уменьшении страданий человека. Кто-то из них может сказать, что их мотивация является религиозной. Далай-лама: Религиозной?

Экман: Они хотят творить добро.

Далай-лама: О да.

Экман: Они хотят избавить людей от страданий.

Далай-лама: Понимаю — сострадание.

Экман: Да.

Далай-лама: Их чувство — озабоченность страданием. Это пра­вильно. Я думаю, что это присутствует в каждом виде человеческой деятельности, во всех действиях и занятиях людей. Я думаю, что все люди, каждый

Интересные материалы

1. Безусловная Любовь Если представить развитие сознания в виде пирамиды, то безотносительная Любовь – её вершина. И чтобы к ней добраться, нужно отбросить внутреннюю защиту, честно...

Данная информация обладает мудростью Высших, поэтому каждому человеку она откроет новое в соответствии со степенью его духовной зрелости, чтобы мягко и осторожно коснуться его сознания и...

Вся жизнь человека: все его достижения, опыт и знания, все это хранится в памяти. Но где хранится сама память? Мы привыкли думать, что воспоминания находятся где-то в голове, но результаты научных...