сильнейших или коллектива сильнейших. Это структурирование «Я» находится в резком противоречии: как бы стремление эволюционное направленно на расширение, преодоление, трансформацию и постижение истинной природы того, что есть на самом деле, а «Я» стремится сохраниться, защититься, отгородиться понадёжнее.
И буддийские мастера, которые приехали первоначально на запад и стали обучать буддизму, говорили о том, что западная цивилизация психически больна.
Главный невроз западной цивилизации состоит в том, что она верит в «Я» и считает его реальным, а это является иллюзией. Достаточно посмотреть на природу «Я».
Разобраться поглубже в том, как возникает «Я», в истории. Построить археологию «Я». И посмотреть с чем, и как оно связано. С какими человеческими практиками, с какими человеческими страхами.
Посмотреть куда идет вектор эволюции, чем занимались духовные школы, открытия. Мы без труда это поймем. Современный аппарат западных теорий в виде системного подхода и психокибернетики позволяет нам понять, что отдельного «Я» не существует. Есть всегда система отношений. Мы всегда, мы только, и только в системе каких — то отношений.
В контексте какого-то опыта, каких-то слов.
Это мы, которые присваивают себе и ограничивают себя опытом.
Это мы результат ограничения богатства опыта. Мы как мы только потому, что мы в клетке. Мы и есть эта клетка.
А мы держимся за эту клетку, считая ее реальным, развивая ее. Делаем прутья, вместо ржавых, золотые или платиновые и гордимся, какое «Я». Какое достижение, какие мы сильные. И дело конечно не в том, что бы взять и разрушить это «Я». Вовсе нет и это глупость. Я сам категорически против, и обличаю неверно понятый ньюэйджеровский и мистический пафос, что нужно разрушить это «Я» и тогда будет свобода. Ничего подобного нужно вырасти за пределы этого «Я». Использовать это «Я» как инструмент, потому что наше «Я» это совершенный коррелянт ситуации. Это орган необходимый для общения с нашим обществом, с другими людьми. Ведь это существует, и дело не в том, чтобы это как-то разрушить. Люди, которые занимаются этим систематически представляют собой печальное зрелище. Они утрачивают вместе с этим разрушенным «Я» и механизм адаптации в обществе, навыки жизни в обществе. Речь идет о том, что бы расти за пределы этого «Я», открывать, то, что лежит за ним то, что освоено человечеством, то, что показано. И пользоваться, спокойно пользоваться этим инструментом как мы пользуемся другими своими органами.