"Нет Я" или "Не Я"

Одним из первых камней преткновения, с которым сталкиваются западные люди, когда знакомятся с буддизмом, является учение «анатта» (anatta [1]), часто переводимое как отсутствие «Я» (нет "Я" [2]). Это учение является камнем преткновения по двум причинам. Во-первых, идея отсутствия «Я» плохо согласуется с другими буддийскими учениями, например, с учением о камме и перерождении, – если нет «Я», то что же тогда пожинает плоды кармы и претерпевает перерождения? Во-вторых, это плохо согласуется с нашими иудео-христианскими истоками, которые предполагают существование бессмертной души или «Я», как основной предпосылки духовности – если «Я» не существует, то в чем же тогда цель духовной жизни? Написано множество книг в попытках ответить на эти вопросы, однако если мы обратимся к Палийскому Канону — самым ранним, дошедшим до наших дней записям учений Будды, то мы не найдем никаких утверждений относительно них. На самом деле, в одном месте Будда, будучи прямо спрошен о том, существует ли «Я», отказался отвечать. Позже, когда его спросили о причине отказа, он ответил, что признать существование или не существование «Я», означает ввергнуться в крайнюю степень ошибочного воззрения, мешающего продвижению в буддийской практики [3] . Соответственно, этот вопрос следует отставить в сторону. Чтобы понять, что его молчание по этому вопросу говорит о смысле «анатта», нам, прежде всего, надо познакомиться с его наставлениями о том, как нужно задавать вопросы и отвечать на них, а так же как истолковывать его ответы.

 

Будда разделил все вопросы на четыре категории:

  • те, которые требуют недвусмысленного ответа (прямых «да» или «нет»);
  • те, которые требуют аналитического ответа, видоизменяющего или уточняющего высказывания, входящие в вопрос;
  • те, которые требуют встречного вопроса, возвращающего инициативу обратно вопрошающему;
  • и те, которые следует отставить в сторону.

 

Последняя категория вопросов состоит из тех, которые не ведут к окончанию страдания и стресса. Когда задан вопрос, первое, что должен сделать учитель — выяснить, к какой категории принадлежит этот вопрос, а затем ответить надлежащим образом. К примеру, не стоит отвечать «да» или «нет» на вопрос, который следует отставить в сторону. Если же вопрос задаете вы, и получаете на него ответ, то вам надо определить, как его истолковывать. Будда говорил, что есть два типа людей, которые истолковывают его превратно: те, кто делают выводы из утверждений, из которых выводов

Источник

Цитаты

Законы не чувствуешь, пока живёшь по ним.
--из книг Секлитовой Л.А., Стрельниковой Л.Л.

Интересные материалы

Эта история началась 26 июля 1924 г., когда экспедиция известного английского археолога и путешественника Ф.Альберта Митчелл-Хеджеса начала работы по расчистке древнего города майя во влажных...

"Избавьте нас от тех людей, которые думают, что выполняют волю Божью." из сериала Сверхествественное Сегодняшний упор на всеобщее братство, взаимную любовь, веру и надежду в светлое...

Глава 23 БЕСПРЕДЕЛЬНОСТЬ             Наступление Новой эпохи, к которой готовит Учение Агни-Йоги, вводит в сознание людей неведомый до сих пор принцип Беспредельности. До сих пор ни одно мировое...