О четырёх типах мудрости

О четырёх типах мудрости

Джон Дани и геше Лобсанг Тенцин Неги

Четырьмя типами мудрости являются: (1) здравая мудрость, которая позволяет человеку различить благодаря его интеллекту, что нужно делать и чего нужно избегать для того, чтобы достичь духовного прогресса; (2) ясная мудрость, дающая возможность отличать состояния, связанные со страданием, от чистых состоя­ний, даже на едва различимом уровне; (3) быстрая мудрость, ко­торая немедленно устраняет непонимание, путаницу и сомнение, как только они возникают, и (4) глубокая мудрость, раскрывающая глубинный смысл учения Будды.

(Джои Дани является адъюнкт-профессором религиоведения и одним из управляющих Collaborative for Contemplative Studies в Университете Эмори. Геше Лобсанг Тенцин Неги является стар­шим преподавателем факультета религиоведения в Эмори и пред­седателем Emory-Tibet Partnership.)

Далай-лама (через переводчика): Всего этого нельзя найти в подлинном тексте. Это то, что широко обсуждалось [во время дискуссии, проводимых в соответствии с традициями буддистского обра­зования]. Философы-буддисты на основании своего собственного опыта идентифицировали три типа мудрости. Первый — мудрость, которая хорошо подходит для запоминания различных фактов, второй — мудрость, которая нужна для ведения споров и представления аргументов, и третий — мудрость, которая позволяет постигать суть вещей.

Доржи: Его Святейшество часто рассказывает историю о вели­ком ученом по имени Туа Таши. Из этих трех мудростей ему не хватало первой — у него была плохая память. Поскольку он был настоятелем монастыря, то должен был пересказывать по памя­ти множество текстов. Ученики быстро поняли — то, что он гово­рит, на самом деле не соответствует тому, что написано...

Далай-лама: В тексте!

Доржи: Фактически устный текст не соответствовал написанно­му. Но что касается содержания...

Далай-лама: Смысла.

Доржи: Все было безупречно.

Экман: Правильно ли я понял, что эти два разных взгляда на мудрость действительно отличаются от знания? Знание должно иметь дело с такими вещами, как деструктивность ненависти или взаимосвязанность всех людей.

Доржи: Да. Но с буддистской точки зрения имеется три типа знания: знание услышанное, знание, полученное посредством со­зерцания, и знание, полученное посредством медитации. Здесь мы говорим о знании, полученном посредством изучения, созер­цания или размышления.

Экман: Это очень интересная и сложная классификация, име­ющая множество своих тонкостей.

Интересные материалы

Здравствуйте дорогие друзья! Мы знаем, что наш мир дуальный (двойственный) или можно сказать, состоит из видимого мира и невидимого. Все что есть в материальном мире, это точное отражение...

Наш обычный образ действий в индивидуальной или социальной жизни на самом деле определяется равновесием двух взаимодополняющих сил: во-первых, безусловной волей — основной волей жизни, которая...

Деньги из воздуха Ротшильды контролируют глобальную финансовую систему и аккумулировали свою власть путем грабежа и эксплуатации. Вся их система базируется на гигантском мошенничестве, поскольку...