О нирване - страница 2/5

переводчика): В общепринятой буддистской таксономии психических состояний (или психических факторов) есть специфический класс эмоций, именуемых аффликтивным классом. В него входят антипатия, привязанность и — хотя ее условия являются очень неопределенными — мания; эти эмоции в силу своей природы относятся к аффликтивным. Затем имеется то, что называется переменными психическими факторами: апа­тия, сожаление и т. п. Они могут быть либо аффликтивными, либо неаффликтивными в зависимости от обстоятельств и психическо­го состояния, в котором находится человек. Вот так в классической буддистской психологии классифицируются психические факторы.

Мое собственное мнение состоит в том, что прочное, сильное состояние психики, такое как ощущение совершенного надруга­тельства, мотивируемого сочувствием, может быть позитивным - неаффликтивным и конструктивным. Но тогда с точки зрения буддистской психологии, будем ли мы классифицировать эту эмоцию как составляющую неприязни и ненависти или же нет, яв­ляется уже другим вопросом.

Экман: Итак, вы используете разные слова для конструктивной и деструктивной версий каждой эмоции. С точки зрения западной психологии привязанность и алчность не являются эмоциями. А что можно сказать о других упомянутых вами эмоциях?

Джинна: Антипатия и гнев — это одно и то же семейство — ан­типатия, гнев и ненависть. Они относятся к одному семейству. Существуют также страдания, вызываемые привязанностью или страстным желанием чего-либо.

Экман: Привязанность и страстное желание не считаются эмо­циями в западной психологии. Не в том смысле, что они вообще не существуют; они просто не рассматриваются как эмоции.

Джинпа: Буддистская позиция основывается в значительной степени на том, что психические состояния и психические факторы, которые помогают добиться освобождения от непросветлен­ного существования, рассматриваются как конструктивные в их конечном смысле. Любые психические факторы или психические состояния» которые препятствуют этому — другими словами, ме­шают достижению этой цели, — рассматриваются как аффлик­тивные. Его Святейшество подходит к этому вопросу с учетом этих факторов. (Смеется.)

Экман: Я хочу предложить другое определение того, что счи­тать аффликтивным или неаффликтивным. В действительности я предпочитаю использовать термины «конструктивная» и «де­структивная», потому что конструктивная эмоция является не просто не аффликтивной, а именно конструктивной. Это хорошо для вас, с одной

Интересные материалы

Том Кенион (Tom Kenyon) - исследователь, музыкант, певец, целитель и писатель, является сегодня одним из самых известных в мире специалистов в области исцеления звуком. Том обладает степенью...

Клизовский Александр Иванович Основы миропонимания Новой Эпохи А.И.Клизовский — ученик и последователь Е.И.Рерих и Н.К.Рериха. Его книга «Основы миропонимания Новой Эпохи» — первый опыт...

«Нет более неисцелимого порока, как слепой и не рассуждающий фанатизм». Е. П. Блаватская. Здравствуйте! Это не только в качестве приветствия, но и как пожелание быть здоровыми. Вероятно, всем...