О значении осознанности

О значении осознанности

Алан Уоллес

Хотя осознанность, или памятование (sati), зачастую отождест­вляется с обычным вниманием [что неверно], на самом деле обыч­ное внимание соответствует используемому в языке пали термину manasikara — «внимание», или «ментальная вовлеченность». Под ним понимаются начальные доли секунды, в течение которых че­ловек обращает внимание на объект прежде, чем он начинает его узнавать, идентифицировать и концептуализировать, но в буд­дистских трактатах это не рассматривается как полезный психи­ческий фактор. Manasikara этически нейтральна. С другой сторо­ны, основное значение sati — это памятование, отсутствие забы­вания. Оно включает в себя ретроспективную память о прошлом, перспективное запоминание того, что надо сделать в будущем, и воспоминание, сосредоточенное на настоящем, — в смысле со­хранения неослабного внимания к окружающей действительно­сти. Противоположностью осознанности, или памятованию, явля­ется забывание, поэтому памятование, применяемое, к примеру, к дыханию, подразумевает непрерывное, неослабное внимание к процессам вдоха-выдоха. Памятование может использоваться для поддержания обычного внимания (manasikara), но традицион­ные буддистские источники никогда не отождествляли памятова­ние с таким вниманием.

Когда памятование приравнивается к «обычному вниманию», это легко может привести к неверному представлению о том, что развитие памятования не имеет ничего общего с этикой или с раз­витием здоровых состояний психики и ослаблением нездоровых, Нет ничего более далекого от истины. Там, где памятование при­числяется к здоровым психическим факторам, оно представляется не как обычное внимание, а как психический фактор, который четко отделяет здоровые психические состояния от нездоровых и здоровое поведение от нездорового . Оно используется для под­держки здоровых состояний и противодействия нездоровым .

Развитие обычного внимания полезно во многих отношениях , и мы наблюдаем рост числа исследований , посвященных его бла­готворному влиянию на лечение психологических и физиологиче­ских расстройств . Но было бы неправильно уравнивать обычное внимание и памятование , и еще более серьезной ошибкой было бы полагать , что все это имеет отношение к vipassana (направлен­ная на понимание сущности вещей медитация , разработанная для эмпирического осознания ключевых характеристик реальности ; освобождает психику от

Купить книги Секлитовой Л.А., Стрельниковой Л.Л.

ozon.ru          amrita-rus.ru

 

Цитаты

Высокая духовность в человеке - это его лучший охранник от пороков.
--из книг Секлитовой Л.А., Стрельниковой Л.Л.

Интересные материалы

Японские физики при помощи моделирования на компьютере выяснили, как исчезли шесть других измерений пространства из десяти, которые, как говорит теории суперструн, имела наша Вселенная после...

Развитие интуиции Наш мир такой разный. Имеется в виду Земной мир и его обитатели. Давайте рассмотрим несколько разных аспектов бытия,  пребывания в этом пространстве, а может и в нескольких других...

Стадии смерти Мне очень хотелось больше узнать о стадиях смерти, поэтому я воспользовался вопросом Адама, как трамплином. — Практикующие, которые сами решили умереть, иногда пребывают в состоянии,...