Об эмоциональных триггерах - страница 4/6

чтобы вы могли выбирать, как проявлять эту эмо­цию.

Это напоминает мне о том, как я впервые встретил в буддист­ских сочинениях (на английском языке) идею об осознании искры до того, как возникает пламя. В 1957 году, когда я учился на психо­терапевта, мой наставник сказал мне: «Если вы сможете увеличить промежуток времени между импульсом и действием, то вы помо­жете своему пациенту». А затем он добавил: «Но это будет очень трудно сделать!» Это относится к той области, где необходимо использовать сознание, чтобы выбирать между переходом в эмо­циональное возбуждение и сохранением спокойствия, — и, если мы собираемся переходить в эмоциональное состояние, то нам нужно знать, как можно сделать это в конструктивной манере. Я уверен — хотя это просто мое убеждение, а не научный факт, — что мы эволюционировали таким образом, чтобы нам было очень трудно осознавать это и расширять временной промежуток для то­го, чтобы в нем могло произойти осознание происходящего.

Далай-лама: Промежуток между импульсом и действием?

Экман: Да. Или, пользуясь другой терминологией, между ис­крой и пламенем.

Далай-лама (через переводчика): В нашей психике эмоции по своей природе являются недолговечными? Они не длятся очень долго?

Экман: Обычно да. Но вы можете сердиться целый час. Однако когда вы действительно смотрите на то, как ведут себя люди, вы обнаруживаете, что их эмоции быстро появляются и исчезают.

Вы приходите в разгневанное состояние и кричите, ругаетесь или делаете что-то еще. Но затем это проходит. Тогда вы можете подумать об этом снова. «О боже, что я наделал!» — и испытать гнев еще раз. Когда вы говорите: «Я был разгневан весь день», то в дей­ствительности это может означать, что вы пережили несколько вспышек гнева.

Далай-лама (через переводчика): В буддистской психологии мы делаем различие между чувственным уровнем сознательного опыта и тем, что называется ментальным уровнем — уровнем раз­мышлений, эмоций и т. д. Эмоции, подобные страху, являются бо­лее быстрыми и спонтанными независимо от того, действуют ли они на чувственном уровне или же на ментальном уровне, где про­является роль сознания.

Например, широко признается, что тактильное ощущение яв­ляется основой для получения других ощущений. Но даже при этом оно обычно считается присутствующим на чувственном уров­не, безо всяких мыслей, без участия сознания или, как вы опреде­ляете это, — без осознания его индивидом.

Экман: Столкновение на дороге, которого чудом удалось

Интересные материалы

Заключение Наука, духовность и человечность Оглядываясь на семьдесят лет своей жизни, я вижу, что мое личное знакомство с наукой началось в совершенно донаучном мире, где появление любой технологии...

Смерть в христианской традиции Теперь рассмотрим, как подобные эмоции влияют на отношение к смерти. Но сначала небольшое замечание о разных подходах к мышлению в двух традициях. За эти несколько...

Далай-лама Сон, сновидения и смерть Исследование структуры сознания Книга об исторически значимом диалоге между ведущими западными учеными и Далай Ламой XIV. Совместная конференция посвящалась...