Об исследовании Мэттью Райкарда

Об исследовании Мэттью Райкарда

Роберт Левенсон

Вопрос о том, насколько сильными являются взаимозависи­мости автономных, субъективных и бихевиоральных аспектов эмоции, имеет долгую историю в теории эмоций и практике их исследования. Я писал об эмоциях, используя аналогию с хорео­графом, который упорядочивает эти обычно независимые систе­мы, заставляя их «танцевать» вместе, даже если и на короткое вре­мя, ради достижения важных целей. Имеется родственный вопрос о том, насколько мы осведомлены о наших внутренних ощущениях, например о пульсирующем движении крови по нашим артериям и венам. Многие классические теории эмоций (как и более новые, возникшие на основе достижений современной нейронауки) под­черкивают важность той роли, которую играет осознание наших внутренних процессов в формировании наших эмоций. Эмоции Мэттью вполне могут быть более прочно согласованы, а его осве­домленность о внутренних процессах может быть более глубокой, чем у большинства людей. В настоящее время, вдохновленные ре­зультатами нашей работы с Мэттью, я и мои студенты приступили к изучению этих проблем в группе опытных практиков медитации, результаты обследования которых сравниваются с результатами, полученными у танцоров (которые, возможно, получают более вы­сокую осведомленность о своем внутреннем физическом состоя­нии каким-то другим путем) и у членов контрольной группы.

(Роберт Левенсон принимал участие в исследовании эмоцио­нальных реакций Мэттью Райкарда.)

Экман: Я хотел бы вернуться к одной более ранней теме, чтобы глубже исследовать причины, по которым люди часто могут реа­гировать на свернутый кольцами канат так, как если бы он был змеей.

С дарвиновской точки зрения, те, кто реагируют на свернутый канат так, как если бы он был змеей, с большей вероятностью мог­ли выжить в борьбе за существование и оставить больше потомков в будущих поколениях, чем те, кто реагировали на змею, как на свернутый канат.

Далай-лама (через переводчика): По-видимому, чем больше по­дозрительности вы проявляете, тем успешнее ваша практика вы­живания. (Сердечно смеется вместе с Джинпой.)

Экман: Совершенно верно! В определенном смысле это означает, что в результате нашей эволюционной истории мы приобретаем склонность реагировать так, как будто для нас имеется опасность, поскольку мы чаще видим змей, чем свернутые канаты. Когда вы думаете, что канат является змеей, это ложный позитив, потому что змеи на самом деле нет. Однако вы отреагировали и отскочи­ли

Купить книги Секлитовой Л.А., Стрельниковой Л.Л.

ozon.ru          amrita-rus.ru

 

Цитаты

Поиск рождает многовариантность, а она способствует развитию.
--из книг Секлитовой Л.А., Стрельниковой Л.Л.

Интересные материалы

Теории отсутствия собственного «Я» на Западе После того как был подан чай, Далай Лама вернулся к теме отношения между личностью и космосом. Он обратился ко всем сидящим за столом: — Декарт, кажется...

О психических факторах в буддизме Геше Доржи Дамдул В «Компендиуме высшего знания» Асанги перечисляются пси­хические факторы, количество которых пятьдесят один. Двадцать пять из них являются...

Разум, использующий разумную волю для упорядочения внутренней и внешней жизни, несомненно является наиболее развитой способностью человека на нынешней ступени эволюции; это верховный правитель, ибо...