Об обучении медитации - страница 2/5

заключается в том, мо­жем ли мы знать об импульсе, направленном на приведение нас в состояние гнева, и не реагировать на него, чтобы не впадать в гневное состояние. Второй вопрос, обозначенный вами, состоит в том, что если мы не можем распознать импульс, если мы впали в гнев. то нам легче будет сдержать наносящие вред действия, чем нано­сящие вред слова, потому что мы можем быстрее говорить, чем действовать. Осознанность не всегда позволяет перехватить та­кие нежелательные слова до того, как они будут произнесены.

Далай-лама (через переводчика): Рассмотрим, для примера, человека, говорящего неправду. Здесь есть объект обмана, моти­вация лжи и выполнение самого действия. Имеется времен­ной промежуток между мотивацией, которая заставляет вас лгать, и произнесением лжи. Наносящее вред психическое действие мо­жет возникнуть потому, что вы верите, что кто-то причинил вам зло. Это мотивация. Иногда промежуток времени между мотива­цией — в данном примере осознанием причиненного вам вреда — и вызываемым ею намерением также причинить вред оказывается очень коротким. Практически можно считать, что, когда возника­ет намерение причинить вред, само действие уже совершено.

В такой модели гнев рассматривается как мотивирующая эмо­ция для намерения причинения вреда. Если эта схема верна, то она признает различие между гневом и намерением причинить вред, предполагая, что гнев в соответствии с буддистским опреде­лением не обязательно содержит в себе вредоносный компонент.

Экман: Я думаю, что это очень важно для обучения людей тому, как переживать гнев в конструктивной манере. Вы не можете из­бавиться от гнева, но вы можете научиться использовать его та­ким способом, чтобы он шел вам на пользу. И этот способ заключа­ется в том, чтобы не причинять вреда другому человеку. Ведь это почти всегда вызывает ответные действия. Если вы не ликвидиру­ете этого человека, то он вернется и причинит вред вам.

Далай-лама (через переводчика): В буддистских текстах содер­жится известная история о бодисатве. (Смеется.) Эта история под­нимает интересный вопрос. Как может возникнуть сострадание, мотивируемое гневом? В этой истории рассказывается о бодисат­ве, который путешествовал на лодке. На этой лодке находился жестокий разбойник, и бодисатва узнал, что тот собирается убить всех пассажиров. После неудачной попытки убедить потенциаль­ного убийцу отказаться от зловещих намерений бодисатва сам убил этого человека. Главная мысль здесь заключается в том,

Интересные материалы

Каждый человек в своей жизни переживал, боялся, чувствовал себя в опасности и ощущал беспричинную тревогу. Почему возникает это чувство и какое оно несёт предупреждение? Как установить...

Как вы считаете, чего больше всего не хватает со­временному человеку (в его подавляющей массе): мате­риальных благ, пищи, технических средств, знаний? Нет, ему в первую очередь не хватает...

Типы причинных связей — Совершенно ясно, что сознание зависит от работы мозга, поэтому существует причинная связь между работой мозга и возникновением грубого сознания. При этом возникает вопрос,...