Об обучении медитации - страница 3/5

что бодисатва испытывал сострадание к потенциальному убийце, но в то же время он совершенно не одобрял действие, которое тот на­меревался совершить. Он испытывал сострадание к убийце и од­новременно испытывал гнев в отношении того действия, которое тот намеревался совершить.

Экман: На конференции 2000 года наша группа собралась вместе, чтобы наметить план исследования, которое могло бы помочь найти ответ на ваш трудный вопрос: «Будет ли это просто разго­вором, хорошей кармой или же может быть сделано что-то по­лезное?» Все шестеро собравшихся принялись составлять план. Один из участников стал высказывать свои возражения: «Вам не следует заниматься этим», «Зачем изобретать колесо?», «Почему вы считаете, что этим вообще надо заниматься?» Тогда Марк Грин­берг (*Марк Гринберг — профессор психологии Университета штата Пенсиль­вания.) показал замечательный пример проявления конструктивно­го гнева, потому что этот человек создавал препятствия на нашем пути. Марк заявил: «Мы действительно хотим продолжать на­шу работу, и если вы хотите принять в ней участие, то добро по­жаловать. Но если вы не хотите в ней участвовать, то вам не сле­дует оставаться в этом помещении. Вы не должны мешать нам делать то, что мы считаем нужным». Эти слова были произнесе­ны твердо. Позднее я спросил его: «Вы испытывали гнев?» — ион ответил утвердительно. Но это был очень конструктивный гнев. Здесь не было попытки причинения вреда. Он не сказал: «Почему вы думаете, что вы умнее нас?» Это причинило бы вред его оппо­ненту, не так ли? Гнев Марка был полностью сосредоточен на дей­ствии, на удалении препятствия.

О фокусировании гнева на вызывающем возражение действии, а не на акторе писал в своих трудах видный теоретик в области изучения эмоций, ныне покойный Ричард Лазарус, работавший профессором Калифорнийского университета в Беркли.

Я полагаю, что людям нужно давать возможность практико­ваться в этом. Вы можете начать с ситуации, в которой гнев на­правляется на актора, и спросить себя, как бы вы могли перена­править гнев на действие. Но такое упражнение носит достаточно отвлеченный характер.

Нам нужно работать над развитием этого навыка. Когда я ожи­даю, что мне предстоит обсуждать с женой проблему, способную породить конфликт, то я заранее планирую в уме, как я буду действовать. Я мысленно репетирую, как я буду направлять свои воз­ражения только на действие и стараться не критиковать ее. Я не позволяю ей догадаться, что я поступаю именно таким

Интересные материалы

Здесь не буду говорить о продавливании своих интересов, это вопрос более серьезный. Пока затронем только отстаивание своих обычных интересов и прав в бытовых ситуациях, когда на них (...

Йога сновидений Для того чтобы учиться на пути, который, впоследствии, позволит нам преобразовать смерть, промежуточное состояние и возрождение, мы должны заниматься практикой в трех случаях: в...

Глоссарий Абхидхарма (тиб. mngon chos). Детальные философские исследования ума и умственных функций, а также эффектов различных положительных и отрицательных психических состояний. Считается, что...