оно теряет вкус, становясь такой же информацией, как информация об устройстве маятника или колеса.
Продуктивной является пятая стадия, на которой человек получает возможность управления своими внутренними ресурсами – видя их as is и не обесценивая их, уважая их и черпая из них силу, но не преклоняясь перед ними.
И насколько у меня получается увидеть, пятое состояние и есть суть и смысл духовной практики. Оккультизм, также претендующий на открытие духовных тайн, должен находиться где-то рядом, показывая нам некие вещи и требуя за цену за этот показ. Посмотрим на то, где он, и как устроен внутри.
Формализация
Везде, где мы сталкиваемся с оккультизмом, мы сталкиваемся с некоторой теорией взгляда на мир, содержащей в себе как трансцендентные (находящиеся за пределами нашей модальности) состояния, обычно являющиеся основанием теории, так и рассуждения, соединяющие это основание с повседневной жизнью человека.
Например, стоило мне начать писать эту статью, как на глаза попалось замечательное описание оккультизма:
Оккультизм не есть синоним слова «мистицизм», предмет которого главным образом заключается в изучении вопросов теологического характера, тогда как оккультизм представляет собой:
Во-первых – философскую систему, стремящуюся синтезировать знания, добытые науками, с целью установления законов, управляющих всеми явлениями, отвергая случайности;
Во-вторых – это группа наук, изучающих невидимый мир и его проявления в мире видимом, для чего применяется особый метод – аналогия- цитата из примечания А.П. Трояновского к книге Папюса «Первоначальные сведения по оккультизму» (М.: РИПОЛ классик, 2005)
То есть, мы сходу видим и трансцендентное («невидимый мир»), и проявленное («проявление в мире видимом»), и теоретическое («философская система») и особенный метод («аналогия»).
В той же книге мы находим рассуждения Папюса:
Оккультизм есть философская система, разрешающая вопросы, чаще всего представляющиеся нашему уму [...] Во избежание всякой ошибки в истолковании, следует разделить оккультизм на два главных отдела.
1) Часть неизменная, служащая основой предания, которую можно легко отыскать в сочинениях герметиков какого бы то ни было времени и национальности.
[...]
Часть неизменная может быть разделена на три отдела:
а) Существование Триединства как основного закона действия во всех планах Вселенной.
(Человек может постигнуть Единицу, только проанализировав три плана её проявления. Отсюда