Определение сострадания - страница 2/3

культивиро­вать его в себе.

Нам не нужно учиться тому, как приходить в разгневанное со­стояние. Но мы должны учиться тому, как сочетать наш гнев с со­страданием.

Далай-лама (через переводчика): Но разве сострадание не по­добно эмоции или настроению?

Экман: С моей точки зрения — нет. Настроение может длиться целый день, но оно не длится вечно. Однако, как только вы вы­рабатываете в себе сострадание, оно становится неотъемлемой ча­стью вашего Я. Всякий раз, когда вы видите чье-то горе, вы ре­агируете на него состраданием. Это не то, что вы можете в себе легко подавить. Если вы стали сострадательным человеком, то вы останетесь им в любой ситуации, в которой вы будете сталкивать­ся с чьим-то страданием. То, что обладает такой продолжитель­ностью, таким постоянством, не относится ни к настроениям, ни к эмоциям. Это третья особенность сострадания, отличающая его от эмоций.

Есть и четвертое отличие, и оно заключается в том, что фокус сострадания оказывается более узким, чем у любой из эмоций. Сострадание имеет четкую направленность, оно сфокусировано просто на облегчении страдания, которое мы наблюдаем, — что очень важно и что, возможно, имеет ключевое значение для вы­живания нашего мира.

Поэтому, с моей точки зрения, сострадание имеет четыре от­личия от эмоций: (1) сострадание нужно воспитывать; (2) после того как человек вырабатывает в себе сострадание к другим, оно становится неотъемлемым свойством его личности; (3) со­страдание не искажает наше восприятие действительности, в то время как эмоции искажают его в течение периода невоспри­имчивости; (4) фокус сострадания ограничивается избавлени­ем от страдания. Но непризнание сострадания в качестве эмоции не делает его менее важным для нас.

Далай-лама (через переводчика): Когда вы испытываете ин­тенсивное чувство сострадания, состояние сильного сострадания к кому-то, происходит нарушение равновесия. В этом состоя­нии присутствует ощущение огорчения. Но отличие состоит в том. что в случае аффликтивных психических состояний присутствует элемент потери самоконтроля, потери свободы. В то же время в случае сострадания утраты такой свободы не наблюдается. Мы намеренно учимся тому, чтобы проявлять внимание к чужим стра­даниям. В этом случае сильная эмоция или чувство возникают без усилий, произвольно. Огорчение, испытываемое человеком, про­являющим сострадание, является в определенном смысле непод­контрольным, потому что этот человек сам выбирает для себя это состояние. Добровольно.

Интересные материалы

Как рождается Красота?.. Как рождается бабочка?.. В определённый момент гусеница, прожившая свою жизнь, окукливается, то есть создаёт информационную куколку внутри своего тела, и само...

ГЛОССАРИЙ Алхимия - искусство и наука трансформации одной формы в другую. Внутренняя алхимия (как, например, египетская система) трансформирует энергию сознания и жизненную силу воплощения в...

Субъективистский период развития человечества — это та переходная стадия, когда, уйдя от символов, типов и конвенций, обратив еще неглубокий взгляд на индивидуальное существование с целью открыть его...