Опыт научного подхода к Каббале

Опыт научного подхода к Каббале. Статья. Эзотерика и духовное развитие.

Цель и путь человека (тезисы)

В этой работе делается первоначальная попытка введения научной структуры в представление Каббалы. Имеется в виду система понятий, их лаконичных определений, а также утверждений, показывающих связи между ними. Материал — общее представление цели и пути человека в Каббале. Форма – комментарий к Краткому содержанию, которым Рав Лайтман предварил свой пересказ Предисловия к Талмуд Эсер аСфирот.

Введение в Каббалу

Каббала — это учение о духовности как всеобщем устройстве мироздания. Она изучает систему желаний и ощущений человека и его реакций на них; только это доступно человеку, и потому подлежит изучению. Все древние мифологии и учения, такие как Дао или учение Аристотеля, стремились к постижению устройства мироздания. Древнее еврейское учение Каббала представляет его во всеобъемлющей общности и глубине.

Мы учим Каббалу по трем источникам. Рабби Шимон бар-Йохай (3-й век н. э.) написал книгу "Зоар", почитаемую повсеместно. Святой АРИ (16-й век) переложил его учение для новых поколений, и известнейшие каббалисты того времени пришли к нему учениками. Рабби Юда Лейб Ашлаг – Бааль аСулам (ум. в 1955 году) прояснил учение АРИ, приспособил его для наших поколений. Другие классические источники являются откровениями и не могут служить для учебных целей, а другие современные сочинения не занимаются сутью Каббалы, если вообще не являются фальсификациями.

Во все времена Каббала была открыта единицам, и передавалась только непосредственно от учителя к ученику. Кстати сказать, ученик не обязан был быть евреем: известны случаи, когда великие каббалисты прошлого обучали неевреев. Бааль Шем Тов (17-й век) создал массовую педагогическую систему – хасидизм, нацеленную на Каббалу. Она показывала азы Каббалы всем и выбирала достойных серьезного обучения. (После смерти Бааль Шем Тов хасидизм постепенно утратил нацеленность на духовное.)

Книги Бааль аСулам впервые открывают Каббалу всем желающим. Написанная им книга Талмуд Эсер аСфирот (ТЭС) является основным учебником Каббалы. Рав Барух Шалом Ашлаг (РАБАШ, ум. в 1991 году), сын и духовный наследник Бааль аСулам, впервые подробно сформулировал методы продвижения человека в Каббале. Таким образом, переданное нам учение Каббалы делится на две части: описание духовных миров, в ТЭС, и описание индивидуальной работы в Каббале, в трудах Бааль аСулам и РАБАШ. Рав Михаэль Лайтман, ближайший ученик РАБАШ, пересказывает и дополняет учение Бааль аСулам и РАБАШ

Источник

Интересные материалы

Индивидуалистический век человеческого общества наступает вследствие разложения и несостоятельности общества конвенционального периода, как бунт против господства застывшего образа типического...

Субъективистский период развития человечества — это та переходная стадия, когда, уйдя от символов, типов и конвенций, обратив еще неглубокий взгляд на индивидуальное существование с целью открыть его...

Все чего бы мы ни коснулись в нашем мире, имеет обратную сторону. Если мы "оседлаем" силу, то чувствуем, что нет ничего важнее этой энергии, ведь она нас делает могущественными существами...