Почему заболевает человек?

Кто размышляет над самим фактом способности человека заболевать, приходит к противоречию, если он пытается мыслить чисто естественно-научным способом. Причем ему приходится признать, что это противоречие лежит в сущности самого бытия. Ибо происходящее во время болезни является, при естественно-научном рассмотрении, природным процессом. Но ведь и то, что происходит в здоровом состоянии, — также является природным процессом.

Природные процессы изучают только путем наблюдения внечеловеческого природного мира, а также при наблюдении человека — однако, лишь при условии, что его изучают как любой другой объект окружающей природы. При этом человека мыслят как часть природы, такую часть, в которой имеются все такие же процессы, что и во внешней природе, только в очень сложном виде.

Однако, тогда возникает вопрос, который с чисто естественно-научной точки зрения остается без ответа: а каким образом вообще внутри человека (животных пока оставим в стороне) возникают природные процессы, которые противопоставляются здоровым?

Здоровый человеческий организм, как часть природы, кажется понятным; а вот больной — нет. Следовательно, лишь то, что в больном организме не от природы, позволит понять больной организм исходя из него самого.

С легкостью думают, что духовное в человеке имеет в качестве физической основы некий сложный природный процесс, как бы прямое продолжение природных процессов, наличествующих во внечеловеческой природе. Однако, может ли вообще "продолжение природного процесса", основанное на здоровых явлениях человеческого организма, пробуждать в человеке духовное переживание как таковое? Имеет место как раз обратное. Духовное переживание гасится, если природный процесс продолжается по прямой линии. Именно это происходит во время сна; это происходит во время обморока.
Напротив, можно видеть, как обостряется сознательная духовная жизнь, если тот или иной орган заболевает. Возникает боль или, по меньшей мере, неприятное ощущение, недомогание. Жизнь ощущений приобретает необычное содержание. Затрагивается и волевая жизнь, возможность совершать действия.

Движение, например, руки, которое в здоровом состоянии совершается само собой, не можем быть выполнено, потому что этому мешает боль или неприятное ощущение.

Следует обратить внимание на переходное состояние — от болезненного движения руки к ее парализации. В движении, сопровождаемом болью, имеется уже начало пареза. Активно духовное внедряется в организм. В здоровом

Интересные материалы

"Все сбудется, — стоит только расхотеть!" – говорила Фаина Раневская. А в каждой шутке есть доля правды. Здесь же доля правды настолько велика, что заявленное перестало быть шуткой…...

Часть II. ЭТИКА И ЛИЧНОСТЬ Глава 6. ЭТИКА ВОЗДЕРЖИВАНИЯ Я думаю, что взращивание сострадания, от которого зависит счастье, требует двоякого подхода. С одной стороны, нам необходимо ограничивать те...

Большой зубной обман Как часто вы чистите зубы? Скорее всего, один или два раза в день. А как часто вы задумывались над тем, какие вещества находятся в зубной пасте, которой вы пользуетесь изо дня в...