Поэзия просветления. О сознании и самадхи - страница 5/7

в юном возрасте. Однажды он спросил у своего учителя, наставника Юнь-яня: "Кто-то сказал, что неодушевлённые существа могут проповедовать Дхарму. Если это так, то кто же сможет услышать ее?" Юнь-янь сказал: "Когда неодушевленные существа проповедуют Дхарму, ее слышат неодушевленные существа". Тогда Дун-шань снова спросил: "Наставник, Вы слышите ее?" Юнь-янь ответив "Если бы я мог слышать ее. ты бы не смог услышать моих слов". Дун-шань возразил: "Но наставник, я не слышу Дхармы. которую вы проповедуете!" Юнь-янь сказал: "Ты не можешь слышать даже ту Дхарму, которую проповедую я, и псе же ты хочешь слышать Дхарму. которую проповедуют неодушевленные существа?" Дун-шань подумал, что нее это очень странно. Он сказал себе: "Если я не могу услышать ее при помощи ушей, может быть, я должен внимать ей при помощи глаз?" Тогда он оставил наставника Юнь-яня и отправился путешествовать.

Но этот неразрешенный вопрос не покидан его сознания. Однажды, переходя реку, он посмотрел вниз и увидел в воде свое отражение. В это мгновение он понял смысл своего разговора с наставником Юнь-янем.

Слово "драгоценное" в названии этого стихотворения может быть истолковано как "вечное, неизменное и бескрайнее". Зеркалу присущ, свет; оно может направить свой свет вовнутрь, чтобы вы пробудились к восприятию своей собственной природы, или направить его наружу, чтобы позволить вам помогать другим. "Самадхи" здесь соответствует просветленному состоянию, сознанию Чань.

Центральный образ этого стихотворения — ребенок, родившийся наделенным всеми пятью органами чувств. Это означает, что непросветленный человек изначально обладает теми же свойствами, что и Будда. До Дун-шаня для школы Чань было характерно преимущественное внимание к внезапному просветлению, не знающему никакой градации. Однако oн постарался определить различные уровни, на которых находились его ученики, и использовал пятиступенчатую схему для оценки их достижений. Хотя эти пять уровней отделены друг от друга, все они имеют одно и то же основание в просветлении; поэтому нельзя говорить о том, что ученик, достигший более глубокого уровня, является просветленным, тогда как тот, кто находится на более поверхностном уровне, не просветлен. Эти пять уровней, исходящие из единого центра, взаимодействуют друг с другом.

Эта концепция взаимодействия (кит. хуэй-ху) указывает на связь Дун-шаня с Ши-тоу Си-иянем, его предшественником в третьем поколении. Для того чтобы проиллюстрировать эту концепцию,

Источник

Интересные материалы

Глава 2 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МИРА               Представим себе идущий по океану громадный, сильный корабль, являющийся гордостью человеческого ума и изобретательности и последним словом науки и...

Невежество означает отсутствие не знания, а самопознания; без самопознания нет разумности. Самопознание, в отличие от знания, не накопительно; самопознание — учёба из момента в момент. Это не...

ЧТО МОЖНО ИЗМЕНИТЬ БЛАГОДАРЯ ДЕЯТЕЛЬНОМУ СОСТРАДАНИЮ Джэк Энглер: Ваше Святейшество, когда я был молод и полон энергии и идеализма, я хотел действовать, проявляя сострадание в этом мире, но я...