Приложение - страница 4/11

которые в кратком представлении записал Нгок Лекше(*Этот текст указан в  Тенгьюре  как  Изложение Сердца праджняпарамиты, хорошо разъясненное Лекпой Шерабом на основе молитвы мастеру Дипамкаре Шриджняне (An Exposition of the Heart of Wisdom Well Explained by Lekpai Sherap on the Basis of Supplication to the Master Dipamkara Shrijnana),   Beijing 5222, Tohoku 3823.).

Слова «все дхармы пусты» представляют ведущую к полному освобождению  дверь пустоты  , тогда как пять следующих утверждений: «[собственных определяющих] характеристик не имеют, не возникающие и не прекращающиеся, не загрязнённые и не чистые…» представляют  дверь беззнаковости  . Здесь говорится о пустотности пяти знаков: обозначающих характеристик причины; пустотности возникновения и прекращения следствий, являющихся означаемыми; пустотности полностью омраченных, загрязнённых феноменов; и пустотности чистых феноменов, свободных от загрязнений. [Слова] «…не убывающие и не возрастающие…» представляют  [ведущую к полному освобождению дверь] отсутствия желания   результатов.

[(3)]  Третий пункт (освоение на пути медитации) состоит из двух частей:

а)  Способ освоения на пути медитации в общем

б)  Способ освоения в причинном ваджрном [самадхи]

[а)]  Первый способ (освоения на пути медитации в общем) представлен в отрывке «Итак, Шарипутра, в пустоте нет [совокупностей] форм… и недостижения также нет». Здесь Вималамитра добавляет уточняющий оборот, давая такое прочтение: «Поэтому  в этот момент  , в пустоте, нет формы». Он читает это как утверждение о том, что путь медитации, являющийся процессом освоения, представляет собой реализацию  трех дверей к полному освобождению на пути видения   посредством опровержения восьми объектов отрицания. Тогда возникает вопрос: «Какие виды восприятия, с точки зрения медитативного равновесия, возникают на пути медитации в момент погружения в самадхи?» Обнаруживается, что [все явления] «от формы и до достижения и недостижения» не видятся в качестве таковых. Вимала продолжает: «Видеть все явления – означает видеть пустоту»(*Полное название комментария Вималамитры «Обширное изложение Сердца праджняпарамиты в восьми пунктах» ( Extensive Exposition of the Heart of the Perfection of Wisdom in Eight Points),   Beijing 5217, Tohoku 3818.).

Невозможность обнаружить пять совокупностей ( скандх ) представлена в отрывке «Нет форм, чувств… сознаний». Невозможность обнаружить двенадцать источников сознания ( аятана ) представлена в отрывке

Интересные материалы

Изменение такого рода — переход от ментального и витального строя жизни к духовному — обязательно должно свершиться в индивиде и множестве индивидов, прежде чем оно сможет оказать более или менее...

Есть в нашей жизни такие мгновения, когда среди обыкновений и суеты повседневности мы вдруг сталкиваемся с чем-то из иного плана, иного измерения - чьей-то подкупающей искренностью, чьей-то...

Глава 7 ЭТИКА ДОБРОДЕТЕЛИ   Я предположил, что, если мы хотим быть по-настоящему счастливыми, нам не обойтись без внутренних ограничений. Однако мы не можем остановиться на самоограничении. Хотя оно...