и личную волю. Помимо снижения межличностного напряжения, постановка сострадательных границ дает нам реальную картину нашей собственной психологии.
Я здесь имею в виду, что для некоторых из нас может быть настоящей проблемой позволить кому-то, так или иначе причинившему нам вред, "сорваться с крючка". Но тот, кому нужно позволить "сорваться с крючка" – это мы сами, поскольку желание мести или возмездия другому – это эмоциональный и духовный яд.
Таким образом, упомянутой ранее женщине я бы сказал "да". Постановка границ между собой и кем-то другим может быть духовным актом. Способ, которым это осуществляется, делает этот акт "духовным" или нет. Если "духовная жизнь" – это попытка жить с осознанием святости жизни, то постановка сострадательных границ – это, по сути, одухотворенный акт. Установка соответствующих границ необходима любой биологической жизни. Это также необходимое условие ментального и эмоционального здоровья, и осмелюсь сказать, что и "духовной жизни" тоже.
Сказать "нет" себе или другому может быть, иногда, самым мужественным действием, которое только можно себе представить. И, иногда, "нет" для кого-то может оказаться большим выражением "любви"(т. е. заботы), чем "да".
Есть еще один пункт в отношении того, что касается постановки границ – независимость. Нахождение собственной истины и действие, исходя их нее, независимо от того, как могут реагировать другие – это признак личного суверенитета. Такое действие требует способности создавать и удерживать границы. В этой связи я вспоминаю одну историю.
Одним прекрасным днем бессмертный йог Бабаджи медитировал в лесу в Гималаях в кругу своих чела (учеников). Там на них наткнулся некий человек, и, узнав великого йога, попросился к нему в ученики.
Бабаджи отказал ему и попросил его удалиться. Вместо этого человек следовал за группой, куда бы они ни шли. В конце концов, Бабаджи кинул в него камень и приказал ему убираться. Человек, обезумев, сказал Бабаджи, что если он, великий йог, не примет его учеником, он бросится с ближайшей скалы. Бабаджи спокойно сказал ему, что ему все равно, что человек сделает. При этих словах, человек бросился со скалы и разбился насмерть.
Бабаджи спустился с горы и воскресил человека. Растворив огромную негативную карму, человек получил возможность стать учеником.
Гуру, как известно, вспыльчивы. Они следуют импульсам, которые нам даже трудно себе представить. В любом случае – это история о духовных границах. Надеюсь, никому